+996 (312) 56 28 97
gosdeptek@gmail.com
Закон от 14 января 2015 года № 10 «Об энергетике»

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 30 октября 1996 года N 56

«Об энергетике»

(В редакции Законов КР от 16 мая 2008 года N 85, 23 мая 2008 года N 93, 23 января 2009 года N 14, 18 мая 2012 года N 60, 10 октября 2012 года N 170, 24 июня 2013 года N 99, 19 июля 2014 года N 145, 14 января 2015 года N 10)

Настоящий Закон определяет основные принципы организации и регулирования хозяйственной деятельности в топливно-энергетическом комплексе.

Действие положений настоящего Закона распространяется на все предприятия топливно-энергетического комплекса вне зависимости от их форм собственности.

Статья 1. Топливно-энергетический комплекс

Топливно-энергетический комплекс в Кыргызской Республике состоит из энергетических отраслей. Каждая энергетическая отрасль, а также осуществляемая в такой отрасли деятельность, регулируются положениями настоящего Закона и другими законодательными и нормативными актами Кыргызской Республики.

Статья 2. Цели настоящего Закона

Целями настоящего Закона являются повышение экономической эффективности и надежности функционирования топливно-энергетического комплекса, защита интересов потребителей и производителей.

Статья 3. Определения терминов

В настоящем Законе нижеперечисленные термины имеют следующие значения:

возобновляемые энергетические ресурсы - ресурсы, которые возникают естественным образом, постоянно возобновляются природой и могут быть преобразованы в энергию, включая геотермальную, солнечную, водную энергии и энергию ветра;

вторичные энергетические ресурсы - ресурсы, полученные при переработке первичных энергетических ресурсов с потерей части первичной энергии в процессе такой переработки;

деятельность в топливно-энергетическом комплексе - производство, транспортировка, передача, распределение, хранение, переработка, преобразование энергии, трансформация, торговля или продажа энергетических ресурсов и продуктов;

отрасль топливно-энергетического комплекса - составная часть топливно-энергетического комплекса (угольная, нефтегазовая, электроэнергетическая и другие);

первичные энергетические ресурсы - ресурсы в естественном состоянии, которые могут быть использованы в качестве топлива (нефть, природный газ, горючий сланец, уголь, торф) и для получения иных видов энергии (ядерное топливо, водная, солнечная энергии, энергия ветра и геотермальных источников);

предприятия топливно-энергетического комплекса - предприятия, занятые одним или несколькими видами деятельности в топливно-энергетическом комплексе, включая естественных монополистов, независимо от их формы собственности;

соглашение о деятельности - соглашение между лицензиаром и владельцем лицензии, определяющее ожидаемые результаты усилий по повышению эффективности деятельности владельца лицензии;

топливно-энергетический комплекс - совокупность взаимосвязанных отраслей экономики, включающая государственные и негосударственные структуры, занятые в угле-, нефте-, газо-, тепло- и энергоснабжающих и потребляющих системах и территориальных подсистемах;

энергетические продукты - различные виды топлива, нефтепродукты, электро- и тепловая энергии, вырабатываемые из любых видов энергетических ресурсов;

энергосбережение - рациональное использование и сокращение потерь при производстве, преобразовании, транспортировке и потреблении энергии;

энергетические услуги - передача, распределение, продажа, хранение (кроме хранения электрической и тепловой энергии) и транспортировка энергоресурсов;

электрическая энергия - товар особого вида, характеризующийся одновременностью его производства и потребления, требующий постоянного, непрерывного и качественного поддержания его параметров в заданных пределах;

уполномоченный государственный орган по выработке политики в сфере энергетики - орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Кыргызской Республики осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики в области энергетики;

уполномоченный государственный орган по надзору и контролю в сфере энергетики - орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Кыргызской Республики осуществлять регулирование в сфере обеспечения технической безопасности, надежности и бесперебойности выработки, передачи, распределения и потребления электрической, тепловой энергии и природного газа, а также за эффективностью их использования;

уполномоченный государственный орган по регулированию топливно-энергетического комплекса - орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Кыргызской Республики осуществлять государственное регулирование деятельности субъектов топливно-энергетического комплекса посредством лицензирования и установления тарифов на электрическую, тепловую энергию и природный газ.

(В редакции Законов КР от 23 мая 2008 года N 93, 24 июня 2013 года N 99, 19 июля 2014 года N 145)

Статья 4. Государственная собственность на первичные энергетические ресурсы

Все первичные энергетические ресурсы, находящиеся на территории Кыргызской Республики, являются исключительной собственностью государства, и их использование, за исключением использования возобновляемых источников энергии, осуществляется на основании лицензии в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 10 октября 2012 года N 170)

Статья 5. Форма собственности и форма деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса

Предприятия топливно-энергетического комплекса могут иметь любую организационно-правовую форму деятельности и виды собственности (государственную, муниципальную и частную).

(В редакции Закона КР от 16 мая 2008 года N 85)

Статья 6. Полномочия Правительства Кыргызской Республики в топливно-энергетическом комплексе

Правительство Кыргызской Республики определяет энергетическую программу и осуществляет контроль за реализацией данной программы в соответствии с настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами, не вмешивается непосредственно в производственную и хозяйственную деятельность предприятий топливно-энергетического комплекса.

Функции Правительства Кыргызской Республики в сфере топливно-энергетического комплекса включают:

проведение единой государственной политики в топливно-энергетическом комплексе;

определение общей ценовой политики на продукцию топливно-энергетического комплекса;

установление экономически обоснованных и социально приемлемых механизмов цено- и тарифообразования;

принятие, в пределах компетенции, нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений в топливно-энергетическом комплексе;

осуществление контроля за надлежащим выполнением нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики, направленных на регулирование отношений в сфере топливно-энергетического комплекса;

предоставление и передачу имущественных прав и прав на использование водных, минеральных и иных энергетических ресурсов;

формирование общего рынка энергетических ресурсов в соответствии с принципами, установленными договорно-правовой базой Евразийского экономического союза;

оказание содействия в межгосударственной передаче электрической энергии в случаях, предусмотренных договорно-правовой базой Евразийского экономического союза.

(В редакции Законов КР от 24 июня 2013 года N 99, 14 января 2015 года N 10)

Статья 7. Полномочия местных государственных органов в топливно-энергетическом комплексе

Взаимоотношения местных государственных органов и предприятий топливно-энергетического комплекса осуществляются в соответствии с законодательством и другими нормативными актами Кыргызской Республики.

Статья 8. Уполномоченные государственные органы

Уполномоченные государственные органы по выработке политики в сфере энергетики, регулированию топливно-энергетического комплекса и надзору и контролю в сфере энергетики функционируют независимо от энергетических предприятий и не вмешиваются непосредственно в их производственную и хозяйственную деятельность. Функции указанных уполномоченных государственных органов определяются Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 19 июля 2014 года N 145)

Статья 9. Функции уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в области энергетики

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 24 июня 2013 года N 99)

Статья 10. Исполнительный совет

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 19 июля 2014 года N 145)

Статья 11. Финансирование уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в области энергетики

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 24 июня 2013 года N 99)

Статья 12. Доступ к информации

В целях обеспечения выполнения своих функций и осуществления задач уполномоченные государственные органы по выработке политики в сфере энергетики, регулированию топливно-энергетического комплекса и надзору и контролю в сфере энергетики в пределах своих полномочий имеют свободный доступ ко всем документам предприятий топливно-энергетического комплекса.

(В редакции Законов КР от 24 июня 2013 года N 99, 19 июля 2014 года N 145)

Статья 13. Национальная энергетическая программа

Национальная энергетическая программа (НЭП) разрабатывается Правительством и одобряется Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Целями НЭП являются определение основных направлений развития каждой отрасли топливно-энергетического комплекса, что включает в себя сохранение и эффективное использование энергоресурсов, повышение эффективности систем топливо- и энергоснабжения, энергосбережения, использование экологически чистых видов топлива и сохранение окружающей среды, проведение структурных преобразований, решение инвестиционных, ценовых, налоговых и других вопросов в области энергетики, топливной промышленности и научно-исследовательских работ.

(В редакции Закона КР от 16 мая 2008 года N 85)

См.:

постановление Правительства КР от 13 февраля 2008 года N 47 "О проекте Национальной энергетической программы Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегии развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года"

Статья 14. Охрана природы

Все виды предполагаемой деятельности в топливно-энергетическом комплексе предварительно рассматриваются и оцениваются компетентными государственными органами с точки зрения их влияния на окружающую среду и осуществляются после их положительного заключения.

Статья 15. Пользование землей и недвижимостью

Владелец лицензии имеет право вести производственно-хозяйственную деятельность на выделенном земельном участке с использованием недвижимого имущества, находящегося в собственности государства, административно-территориальных единиц, или иной собственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 16. Ответственность

Владелец лицензии несет ответственность и обеспечивает качество электрической энергии на границе собственности, отвечающее требованиям государственного стандарта.

Владелец лицензии несет ответственность за нанесенные владельцу или пользователю недвижимого имущества, другим потребителям энергоресурсов, охране природы и экологии убытки, причиненные при осуществлении деятельности в области энергетики, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Правительство Кыргызской Республики несет ответственность за обеспечение компенсационных выплат на энерготопливо для малоимущих граждан, а также за решения уполномоченных государственных органов по выработке политики в сфере энергетики и по надзору и контролю в сфере энергетики, ухудшающие социально-экономическое положение республики.

(В редакции Законов КР от 23 мая 2008 года N 93, 24 июня 2013 года N 99)

Статья 17. Общие принципы

Правительство Кыргызской Республики стимулирует и создает стабильные и благоприятные условия для инвестиций в топливно-энергетический комплекс.

Статья 18. Привлечение инвестиций к производственной деятельности в топливно-энергетическом комплексе

Для стимулирования развития и прогресса в области производства, транспортировки, распределения и снабжения энергопродуктов в настоящем Законе признается роль частных юридических либо физических лиц в данных отраслях и обеспечивается максимальное предоставление им выгодных условий в соответствии с их ролью и вкладом.

Статья 19. Страхование

Инвесторам разрешается в рамках их инвестиций в топливно-энергетический комплекс размещать в местных и иностранных страховых компаниях необходимые для их инвестиций виды страхования. Правительство Кыргызской Республики в отношении их не вводит никаких ограничений, не вмешивается и не воздействует на сроки и другие условия такого страхования.

Статья 20. О введении в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня подписания.

 

Президент Кыргызской Республики

 

А.Акаев

 

 

 

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

17 октября 1996 года