+996 (312) 56 28 97
gosdeptek@gmail.com
Постановление №336 от 17 июня 2014 года "О среднесрочной тарифной политике на электрическую и тепловую энергию на 2014-2017 годы"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 17 июня 2014 года № 336

Скачать

О среднесрочной тарифной политике на электрическую и тепловую энергию на 2014-2017 годы

В целях обеспечения устойчивого развития, стабильного и надежного функционирования энергетической отрасли Кыргызской Республики, создания условий для привлечения инвестиций, в соответствии с законами Кыргызской Республики "Об энергетике", "Об электроэнергетике", руководствуясь статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики", Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить среднесрочную тарифную политику:

- на электрическую энергию на 2014-2017 годы согласно приложению 1;

- на тепловую энергию на 2014-2017 годы согласно приложению 2.

2. Министерству энергетики и промышленности Кыргызской Республики в установленном порядке утвердить тарифы на электрическую и тепловую энергию для конечных потребителей.

3. Министерству социального развития Кыргызской Республики, Социальному фонду Кыргызской Республики совместно с Министерством финансов Кыргызской Республики и органами местного самоуправления в установленном порядке внести соответствующие предложения о социальной защите малообеспеченных слоев населения и пенсионеров, связанные с реализацией среднесрочной тарифной политики на электрическую и тепловую энергию на 2014-2017 годы.

4. Признать утратившим силу с 1 июля 2014 года постановление Временного Правительства Кыргызской Республики "О тарифах на электрическую и тепловую энергию" от 20 апреля 2010 года № 7.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел промышленности, топливно-энергетического комплекса и недропользования Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 24 июня 2014 года N 49

 

Премьер-министр Кыргызской Республики

 

Дж.Оторбаев

 

 

 

Приложение 1
к постановлению Правительства Кыргызской Республики
от 17 июня 2014 года № 336

СРЕДНЕСРОЧНАЯ ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА
Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2014-2017 годы

1. Введение

В Кыргызской Республике ежегодно вырабатывается в среднем 14 млрд. кВт.ч электроэнергии, при гидроэнергетическом потенциале 142 млрд. кВт.ч.

Ранее в кыргызскую энергосистему, как в составную часть Единой энергосистемы СССР, ежегодно вкладывалось порядка 65 млн. долл.США, что позволяло интенсивно сооружать энергообъекты, обеспечив тем самым высокую степень надежности электроснабжения экономики, социальной сферы и населения.

После обретения суверенитета все постсоветские республики проводили работу по приобретению независимости от энергосистем других республик. В связи с этим, в течение периода с 1991 года по 2010 год Кыргызской Республикой было вложено порядка 370 млн. долл.США на строительство высоковольтных подстанций и сетей.

Благодаря мерам, предпринимаемым руководством страны, начиная с 2010 года, наблюдается приток инвестиций в сектор электроэнергетики. А именно - начало реализации проектов по выработке электроэнергии: строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС, Камбаратинской ГЭС-1, ряда малых ГЭС, модернизация ТЭЦ города Бишкек, подготовка технико-экономического обоснования строительства Кара-Кечинской теплоэлектростанции, осуществление модернизации Токтогульской ГЭС, Ат-Башинской ГЭС и др. Строительство подстанций "Датка" и "Кемин", высоковольтных линий передачи электроэнергии "Датка-Кемин" и "Датка-Худжант", а также модернизация устаревших трансформаторов, замена кабельных и воздушных линий электропередачи, установка современных электронных приборов учета, в том числе с предоплатой, а также, автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии. На реализацию этих проектов предусмотрено более 5 млрд. долл.США инвестиций, из которых 760 млн. долл.США уже осваиваются.

В условиях отсутствия достаточной резервной мощности, особенно зимой, это дает возможность повышать энергетическую независимость страны, рост внутреннего потребления электроэнергии которой составляет 4-5%.

В то же время, привлечение инвестиций в энергетический сектор при наличии дефицита денежных средств еще более ухудшает и без того тяжелое финансово-экономическое состояние отрасли.

Так, например, если в 2013 году разница между доходом и расходами энергетических компаний от реализации электро- и тепловой энергии составила 4,6 млрд. сомов (доход - 11,4 млрд. сомов, расход - 16 млрд. сомов), то в 2014 году дефицит средств составил 6,7 млрд. сомов (доход - 12 млрд. сомов, расходы - 18,7 млрд. сомов).

Сложная финансовая ситуация в энергетической отрасли усугубляется предстоящим засушливым периодом и отсутствием достаточного количества воды для поставки электроэнергии на экспорт, полученные средства от которого, как правило, направляются на приобретение топлива для ТЭЦ городов Бишкек и Ош.

В результате в энергосистеме наблюдается постоянное недофинансирование на осуществление ремонтных работ, модернизацию старого и приобретение нового оборудования, износ которого достиг 50% при норме 25%, что приводит к частым авариям и несоблюдению установленных параметров предоставляемых услуг при поставке электроэнергии (уровень напряжения и частоты).

Кроме этого, необходима переоценка основных фондов энергокомпаний в целях обеспечения необходимого объема собственных и заемных средств для восстановления и развития энергосистемы.

При этом ежегодно почти в три раза увеличивается суточное потребление электроэнергии в зимний период по сравнению с летним периодом. Это связано с повсеместным переходом потребителей на использование электроэнергии на отопление, горячее водоснабжение и пищеприготовление, так как стоимость ее намного ниже стоимости природного газа, угля и мазута.

В целях покрытия дефицита денежных средств в энергосистеме республики и исключения дальнейшего привлечения заемных средств в энергетическую отрасль, назрела острая необходимость повышения уровня тарифов на электрическую энергию.

В связи с этим разработана Среднесрочная тарифная политика Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2014-2017 годы (далее - Тарифная политика).

Основной целью настоящей Тарифной политики является доведение тарифов до уровня, при котором доходы от реализации электрической энергии позволят покрывать затраты на ее выработку, передачу и распределение.

Тарифная политика разработана в рамках Национальной энергетической программы Кыргызской Республики на период 2008-2010 годы и стратегии развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года и Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, с учетом положений законов Кыргызской Республики "Об энергетике" и "Об электроэнергетике".

2. Общие принципы

Настоящая Тарифная политика основывается на следующих базовых принципах:

- тарифы должны покрывать все затраты энергокомпаний, связанные с производством, передачей, распределением и сбытом электрической энергии (эксплуатационные затраты, техническое обслуживание оборудования, нормативные (технические) потери электрической энергии, обслуживание долга, капитальные вложения и другие);

- субсидирование бытовых потребителей электроэнергии (населения) с низким уровнем дохода должно осуществляться адресно, через правительственные программы социальной защиты.

3. Тарифы

Анализ существующих тарифов и их перспектива.

В настоящее время разделение потребителей на группы происходит, исходя из следующих принципов:

- источник и финансирование (бюджетные и небюджетные);

- цели использования электрической энергии (бытовые, промышленные, насосные станции, прочие или коммерческие).

Такое разделение потребителей не дает возможность отразить фактические затраты энергокомпаний, связанные с электроснабжением конкретного потребителя, и приводит к искажению реальной стоимости электрической энергии.

В настоящей Тарифной политике предусматривается постепенное устранение перекрестного субсидирования между различными группами потребителей, а также между потребителями электрической и тепловой энергии.

Утвержденные тарифы будут способствовать рациональному использованию электрической энергии, развитию энергосбережения и улучшению качества энергоснабжения потребителей.

При разработке Тарифной политики учитывались только расходы на операционную деятельность, с учетом постепенного снижения потерь электроэнергии.

Расчеты тарифов на генерацию, передачу и распределение электроэнергии приведены без учета переоценки основных средств, которая обеспечила бы соразмерный объем амортизационных средств для обновления и модернизации энергооборудования и сетей.

Бытовые абоненты

В настоящее время самый низкий тариф действует для бытовых потребителей. В структуре потребления электроэнергии по всей энергосистеме удельный вес бытовых потребителей составляет порядка 65%.

В целях реализации принципов настоящей Тарифной политики с 1 июля 2014 года предлагается ввести тариф для бытовых потребителей:

- имеющих 3-фазный ввод - на уровне себестоимости электроэнергии, с учетом инфляции. Планируемая себестоимость электроэнергии на 2014 год составила 115,67 тыйын/кВт.ч (96,3 тыйына - себестоимость, подтвержденная антимонопольным органом, + 15% - рентабельность);

- имеющих 1-фазный ввод - одноставочный тариф 70 тыйын/кВт.ч сроком до 1 апреля 2015 года. А с 1 апреля 2015 года ежегодно, до 2017 года, данный тариф будет увеличиваться на 20% (рентабельность + инфляция).

Насосные станции

Учитывая невысокие доходы жителей сельских районов, для насосных станций и скважин, обеспечивающих их питьевой водой, а также водой для полива сельскохозяйственных угодий, тариф на электроэнергию остается на уровне социального тарифа, с ежегодной корректировкой только на величину фактической инфляции за предыдущий год.

Для всех остальных насосных станций и скважин тариф на электроэнергию будет приравнен к тарифам для промышленных и прочих абонентов.

Промышленные, бюджетные и прочие небытовые абоненты

Для промышленных, бюджетных, сельскохозяйственных и прочих небытовых абонентов тарифы на электроэнергию будут ежегодно корректироваться на величину фактической инфляции за предыдущий год.

В связи с этим, начиная с 1 июля 2014 года, а в дальнейшем - с 1 апреля каждого года, предлагается ежегодное повышение тарифов на электрическую энергию, которое будет осуществляться согласно приложениям к настоящей Тарифной политике.

4. Заключение

В целях обеспечения устойчивого, стабильного и надежного развития электроэнергетической отрасли республики при осуществлении Тарифной политики необходимо руководствоваться экономически обоснованными принципами ведения хозяйственной деятельности энергокомпаний, исключая социально-политические факторы.

Конечной целью Тарифной политики является устранение перекрестного субсидирования между различными категориями потребителей и доведение до уровня тарифов, соответствующих реальным затратам на выработку, передачу, распределение и доставку электроэнергии до потребителей.

В связи с дефицитом денежных средств в энергетической отрасли, ремонтные работы и реконструкция энергооборудования выполняются не в полном объеме, что требует привлечения дополнительных инвестиций, возврат которых предусматривается посредством включения данных затрат в тариф.

Планируемый тариф на электроэнергию на текущий год будет корректироваться на величину фактической инфляции за предыдущий год.

Успешная реализация настоящей Тарифной политики во многом зависит от темпов проведения реформ в сфере социальной защиты малообеспеченных слоев населения и макроэкономических показателей развития Кыргызской Республики.

Достижение целей настоящей Тарифной политики позволит обеспечить успешное функционирование и развитие одной из важнейших бюджетообразующих отраслей экономики страны, увеличить надежность электроснабжения потребителей, повысить инвестиционную привлекательность энергетической отрасли Кыргызской Республики.

 

 

 

Приложение 1
к Среднесрочной тарифной политике Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2014-2017 годы

Темпы повышения тарифов на электроэнергию для конечных потребителей (за исключением потребителей Токтогульского района Джалал-Абадской области) и их величина (без учета налогов)

Группы потребителей

Единица изм.

2014 г.

С 01.07.2014 г.

С 01.04.2015 г.

С 01.04.2016 г.

С 01.04.2017 г.

1

Население в т.ч.:

 

 

 

 

 

 

1.1

Абоненты с 1-фазным вводом

тыйын/кВт.ч

70,0

70,0

84,0

100,8

121,0

Рост

%

 

0%

20,0%

20,0%

20,0%

1.2

Абоненты с 3-фазным вводом

тыйын/кВт.ч

70,0

120,3(*)

128,7

137,7

147,4

Рост

%

 

71,8%

7,0%(***)

7,0%

7,0%

2

Бюджетные потребители

тыйын/кВт.ч

132,7

138,0

147,7

158,0

169,1

Рост

%

 

4,0%(**)

7,0%

7,0%

7,0%

3

Сельское хозяйство

тыйын/кВт.ч

132,7

138,0

147,7

158,0

169,1

Рост

%

 

4,0%

7,0%

7,0%

7,0%

4

Промышленность

тыйын/кВт.ч

132,7

138,0

147,7

158,0

169,1

Рост

%

 

4,0%

7,0%

7,0%

7,0%

5

Прочие потребители

тыйын/кВт.ч

132,7

138,0

147,7

158,0

169,1

Рост

%

 

4,0%

7,0%

7,0%

7,0%

6

Насосные станции

тыйын/кВт.ч

70,0

72,8

77,9

83,3

89,2

Рост

%

 

4%

7,0%

7,0%

7,0%

Примечание:

(*) - 120,3 тыйын/кВт.ч (себестоимость в 2014 году - 115,67 тыйына х 4% инфляции за 2013 год);

(**) - 4% - фактическая инфляция за 2013 год;

(***) - 7% - планируемая инфляция за предыдущий год.

 

 

 

Приложение 2
к Среднесрочной тарифной политике Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2014-2017 годы

Темпы повышения тарифов на электроэнергию для конечных потребителей Токтогульского района Джалал-Абадской области и их величина (без учета налогов)

Группа потребителей

Ед. изм.

2014 г.

С 01.07.2014 г.

С 01.04.2015 г.

С 01.04.2016 г.

С 01.04.2017 г.

1

Население в т.ч.:

 

 

 

 

 

 

1.1

Все абоненты в пределах 150 кВт.ч

тыйын/кВт.ч

4,5

4,5

4,5

4,5

4,5

Рост

%

 

0,0

0,0

0,0

0,0

1.2

Абоненты с 1-фазным вводом свыше 150 кВт.ч

тыйын/кВт.ч

70,0

70,0

84,0

100,8

121,0

Рост

%

 

0%

20,0%

20,0%

20,0%

1.3

Абоненты с 3-фазным вводом свыше 150 кВт.ч

тыйын/кВт.ч

70,0

120,3(*)

128,7

137,7

147,4

Рост

%

 

71,8%

7%(***)

7%

7%

2

Бюджетные потребители

тыйын/кВт.ч

132,7

138,0

147,7

158,0

169,1

Рост

%

 

4,0%(**)

7,0%

7,0%

7,0%

3

Сельское хозяйство

тыйын/кВт.ч

132,7

138,0

147,7

158,0

169,1

Рост

%

 

4,0%

7,0%

7,0%

7,0%

4

Промышленность

тыйын/кВт.ч

132,7

138,0

147,7

158,0

169,1

Рост

%

 

4,0%

7,0%

7,0%

7,0%

5

Прочие потребители

тыйын/кВт.ч

132,7

138,0

147,7

158,0

169,1

Рост

%

 

4,0%

7,0%

7,0%

7,0%

6

Насосные станции

тыйын/кВт.ч

8,9

8,9

8,9

8,9

8,9

Рост

%

 

0,0

0,0

0,0

0,0

Примечание:

(*) - 120,3 тыйын/кВт.ч (себестоимость в 2014 году - 115,67 тыйына х 4% инфляции за 2013 год);

(**) - 4% - фактическая инфляция за 2013 год;

(***) - 7% - планируемая инфляция за предыдущий год.

 

 

 

Приложение 3
к Среднесрочной тарифной политике Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2014-2017 годы

Средне выставленный тариф на электроэнергию по энергосистеме

Наименование

Ед. изм.

2014 г.

2014 г. (с учетом повышения с 01.07.2014 г.)

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Тариф

сом/кВт.ч

0,90

0,95

1,14

1,27

1,42

Средне выставленный тариф определяется как отношение объема выставленных счетов в сомах к объему электрической энергии в кВт.ч, полученной конечным потребителем.

Конечные потребители - это потребители распределительных электрокомпаний, прямые конечные потребители открытого акционерного общества "Электрические станции" и открытого акционерного общества "НЭС Кыргызстана"; закрытое акционерное общество "Кумтор Голд Компани", получающее электроэнергию с учетом повышающего коэффициента 1,3, а также потребители экспортной электроэнергии.

 

 

 

Приложение 2
к постановлению Правительства Кыргызской Республики
от 17 июня 2014 года № 336

Среднесрочная тарифная политика Кыргызской Республики на тепловую энергию на 2014-2017 годы

1. Введение

Установление тарифов на тепловую энергию является вопросом, который необходимо рассматривать в приоритетном порядке.

Из-за низкого уровня доходов, значительная часть потребителей не способна платить за тепловую энергию по себестоимости. В настоящее время себестоимость 1 Гкал тепловой энергии составляет 1557,3 сома, а установленный тариф для бытовых потребителей - 715,0 сомов. Вместе с тем, отключение потребителей, а также резкое повышение тарифов на тепловую энергию вызовет отказ от услуг теплоснабжающих предприятий и повальный переход на электроотопление, в результате увеличится потребление электроэнергии, что ухудшит состояние электроэнергетической отрасли.

Следует отметить, что в течение последних десяти лет фактическая численность населения города Бишкек постоянно увеличивается. Так, согласно официальным данным, по состоянию на 1 января 2013 года, численность граждан, постоянно проживающих на территории города, составляла 940 тыс. человек, а с учетом временно проживающих - более 1,3 млн. человек.

За последние годы общее положение в теплоэнергетике характеризуется физическим и моральным износом основных средств, хроническим недофинансированием и снижением эффективности работы. В связи с этим необходимо вложение финансовых средств в целях замены и реконструкции значительной части оборудования теплоэнергетики. Это необходимо для обеспечения приемлемого уровня надежности и безопасности теплоснабжения, а также развития систем центрального отопления.

На протяжении многих лет сохраняется система перекрестного субсидирования, когда население субсидируется за счет других категорий потребителей (промышленные, прочие). Также существует субсидирование тепловой энергетики за счет электроэнергетики.

В связи с этим необходимо проведение сбалансированной тарифной политики, которая позволит достичь в среднесрочной перспективе себестоимости тепловой энергии.

Основной целью Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на тепловую энергию на 2014-2017 годы (далее - Тарифная политика) является постепенное введение принципов самоокупаемости теплоэнергетической отрасли и поэтапное устранение перекрестных субсидий при тарифообразовании в теплоэнергетической отрасли.

Настоящая Тарифная политика позволит создать благоприятную среду в теплоэнергетике для привлечения инвестиций, а также обеспечить надежное и бесперебойное централизованное теплоснабжение потребителей.

2. Общие принципы

Настоящая Тарифная политика основывается на следующих принципах:

- тарифы должны покрывать все затраты по производству, передаче, распределению и сбыту тепловой энергии;

- тарифы для каждой группы потребителей в перспективе должны отражать все затраты на теплоснабжение данной категории потребителей;

- субсидии должны быть адресными и направлены потребителям тепловой энергии (населению) с низким уровнем дохода через правительственные программы социальной защиты.

Субсидирование населения со стороны государственного бюджета и за счет энергокомпаний, посредством предоставления тепловой энергии и горячей воды по тарифам ниже себестоимости, должно осуществляться только для потребителей, действительно нуждающихся в такой поддержке.

В связи с этим одним из основных принципов Тарифной политики будет принцип постепенного перехода от предоставления субсидий всему населению, независимо от уровня доходов, к адресному предоставлению субсидий населению с низким уровнем доходов;

- затраты по производству, передаче, распределению и реализации тепловой энергии должны включать в себя: эксплуатационные затраты; затраты на техническое обслуживание и реконструкцию тепловых сетей; затраты на реализацию тепловой энергии и горячей воды, в том числе затраты на установку приборов учета и их обслуживание; нормативные (технические) потери тепловой энергии в сетях теплоснабжающих предприятий, а также нормативный расход тепла и воды на их собственные нужды; затраты на обслуживание долга; затраты на капитальные вложения; элемент прибыли (включение в тарифы элемента прибыли будет поощрять вложение компаниями инвестиций, необходимых для повышения эффективности работы и снижения затрат);

- перекрестное субсидирование между потребителями электрической энергии и потребителями тепла от систем централизованного теплоснабжения должно постепенно устраняться.

В среднесрочный период до 2017 года не удастся полностью исключить субсидии в теплоэнергетике, так как это вызовет чрезмерный рост тарифа на тепловую энергию для всех групп потребителей, особенно для населения. Учитывая данный фактор, в настоящее время необходимо частично сохранить субсидии от электроэнергетики в теплоэнергетику.

3. Тарифы

В условиях роста себестоимости тепловой энергии и горячей воды, а также дефицита денежных средств в бюджете энергокомпаний, предоставление субсидий на неограниченный объем потребляемых тепловой энергии и горячей воды становится невозможным.

Для соблюдения социальной справедливости и защиты населения с низким уровнем доходов настоящей Тарифной политикой вводится понятие "нормы потребления" тепловой энергии и горячей воды. Количество тепловой энергии и горячей воды, потребляемых в пределах такой нормы, будет предоставляться населению по субсидируемому тарифу. Любое превышение такой нормы потребления в перспективе должно быть оплачено потребителем по себестоимости. Потребление населением тепловой энергии и горячей воды сверх нормы будет оплачиваться по повышенному тарифу, установленному на уровне категории "Прочие потребители".

Поскольку населению необходимо время, чтобы приспособиться к новым условиям, Тарифной политикой предусмотрен постепенный переход на новые принципы.

В связи с этим с 1 июля 2014 года увеличение тарифов на отопление и горячую воду составит 27% от уровня действующих тарифов.

Предлагаемое введение нормы (35+14*j) на отопление позволит:

- защитить социально незащищенную часть населения от высокой стоимости отопления;

- решить проблему сокрытия (искажения) фактов фактического проживания людей в многоквартирных домах. Количество прописанных жителей, пользующихся горячей водой, постоянно сокращается. Так, в 1993 году количество прописанных жителей, которые оплачивали услуги открытого акционерного общества "Бишкектеплосеть", составляло 560 тыс. человек, а в 2013 году эта величина составила всего 238,9 тыс. человек, т.е. количество прописанных снизилось в 2,3 раза;

- решить проблему повышения оснащенности жилых помещений приборами учета.

Тарифная политика будет способствовать:

- повышению эффективности использования тепловой энергии, отпускаемой через системы центрального отопления, и импортируемых топливных ресурсов (газ, мазут, уголь);

- использованию тепловой энергии от систем центрального теплоснабжения на наиболее полезные и продуктивные цели;

- появлению у потребителей возможности определить реальную стоимость использования тепловой энергии, что создаст стимул для пересмотра потребителем структуры своего потребления;

- развитию систем автономного теплоснабжения;

- поэтапному сокращению субсидирования теплоэнергетики.

Тарифы на тепловую энергию будут дифференцироваться по категориям потребителей, исходя из их соответствия реальным затратам регулируемых компаний по производству, передаче, распределению и реализации тепловой энергии и подпиточной воды.

Так, тариф на производство должен будет покрывать постоянные и переменные затраты энергокомпаний на выработку тепловой энергии.

Тариф на передачу, распределение и реализацию тепловой энергии и горячей воды будет состоять из:

- платы за присоединение к тепловой сети (затраты на 1 Гкал);

- платы за передачу, распределение и сбыт тепловой энергии и горячей воды (затраты на 1 Г кал).

Тариф для конечного потребителя будет включать в себя тариф на производство, передачу, распределение и реализацию тепловой энергии и горячей воды.

4. Обязательства по дальнейшей работе

В течение среднесрочного периода необходимо полностью устранить перекрестное субсидирование между различными группами потребителей, и именно это будет одной из основных целей Тарифной политики.

Значительное отставание теплоснабжающих организаций в проведении ремонтных работ и реконструкции оборудования теплоэнергетики, накопившееся за последние годы из-за отсутствия необходимых средств, свидетельствует о том, что существующие объемы инвестиций в теплоэнергетику недостаточны и необходимо привлечение дополнительных инвестиций. Единственным возможным источником возврата таких инвестиций являются тарифы на тепловую энергию.

В связи с этим уровень тарифов и темпы их повышения будут пересматриваться в зависимости от инвестиционных обязательств теплоэнергетических компаний.

В условиях постоянного роста стоимости импортируемых топливных ресурсов (уголь, газ, мазут) одной из основных задач проводимой Тарифной политики должно быть своевременное изменение тарифов на тепловую энергию и горячую воду соответствующими темпами. Такой подход позволит постепенно довести тарифы на тепловую энергию и горячую воду до их фактической себестоимости, что обеспечит финансовую устойчивость теплоэнергетического сектора в будущем.

5. Процедуры установления тарифов

Суть новых процедур тарифообразования заключается в установлении более эффективной структуры тарифов и приведении тарифов в соответствие с реальными затратами энергетических компаний.

В связи с этим, начиная с 1 июля 2014 года, а в дальнейшем с 1 апреля каждого года, предлагается ежегодное повышение тарифов на тепловую энергию и горячую воду, которое будет осуществляться согласно приложению к настоящей Тарифной политике.

В конце каждого года будет проводиться анализ изменения цен на топливные ресурсы (газ, мазут, уголь). По результатам такого анализа будут корректироваться тарифы на тепловую энергию и темпы их повышения на следующий год. Тарифы на тепловую энергию и горячую воду, а также темпы их повышения в будущем должны ежегодно пересматриваться уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области энергетики. При таком пересмотре будет учитываться отклонение основных технико-экономических показателей деятельности предприятий теплоэнергетического сектора от показателей, принятых ранее при расчете. Также должны будут рассматриваться инвестиционные обязательства предприятий теплоэнергетического сектора, которые могут оказать влияние на уровень тарифов на тепловую энергию и горячую воду, а также темпы их повышения в будущем.

В целях реализации принципов настоящей Тарифной политики субсидируемый тариф для категории "Население" будет распространяться только на норму потребления тепловой энергии (тариф по норме).

В настоящее время большая часть населения не имеет приборов учета горячей воды и производит оплату за горячую воду по нормативу потребления в размере 4,8 м3 в месяц на каждого прописанного в жилом помещении человека. В связи с этим за норму потребления горячей воды будет принята такая же величина потребления, т.е. 4,8 м3 в месяц на каждого прописанного в жилом помещении человека. Однако введение нормы потребления по горячей воде будет иметь смысл только после охвата большей части потребителей приборами учета потребленной горячей воды. В связи с этим решение о сроках введения повышенного тарифа за превышение нормы по горячей воде будет принято позднее.

За норму потребления тепловой энергии, независимо от характеристик жилого помещения (высота потолка, тип ограждающих конструкций и др.), при условии его соответствия установленным строительным нормативам, принимается:

- для потребителей, не имеющих приборов учета тепловой энергии:

1) количество тепловой энергии, необходимое для отопления такого жилого помещения, общей площадью не более 35 м2, на первого прописанного в жилом помещении человека;

2) количество тепловой энергии, необходимое для отопления дополнительных 14 м2 общей площади такого жилого помещения на каждого последующего (второго, третьего и т.д.) прописанного в данном жилом помещении человека;

- для потребителей, имеющих приборы учета тепловой энергии:

1) фактическое количество тепловой энергии по показаниям приборов учета в пересчете на помещение, общей площадью не более 35 м2, на первого прописанного в жилом помещении человека, с учетом удельного расхода тепловой энергии на отопление 1 м2.

Удельный расход тепловой энергии на отопление (Гкал на 1 м2 в месяц) рассчитывается по формуле:

 

,

 

где:

 - фактическое количество тепловой энергии, потребленное за месяц отопительного периода квартирой, оборудованной приборами учета тепловой энергии (Гкал/мес.);

 - общая площадь квартиры, оборудованной приборами учета тепловой энергии (м2).

Определяется величина тепловой энергии, приходящейся на отопление, по норме 35 м2:

 

 

Количество тепловой энергии сверх нормы:

 

;

 

2) фактическое количество тепловой энергии по показаниям приборов учета для отопления дополнительных 14 м2 общей площади такого жилого помещения на каждого последующего (второго, третьего и т.д.) прописанного в данном жилом помещении человека, с учетом удельного расхода тепловой энергии на отопление 1 м2.

Определяется величина тепловой энергии, приходящейся на отопление по норме 35 м2 + 14 м2 на каждого последующего прописанного:

 

,

 

где:

j - количество прописанных жителей в данном жилом помещении;

количество тепловой энергии сверх нормы:

 

 

В случае если в жилом помещении никто не прописан, норма потребления на данное жилое помещение не распространяется и оплата за весь объем потребленной тепловой энергии производится по повышенному тарифу, установленному на уровне, как для категории "Прочие потребители". Введение тарифа для категории "Население" на отопление помещения сверх нормы планируется с 1 июля 2014 года.

Населению, получающему тепловую энергию на цели отопления и горячего водоснабжения от котельных коммунального предприятия "Бишкектеплоэнерго" и государственного предприятия "Кыргызжилкоммунсоюз" при Министерстве энергетики и промышленности Кыргызской Республики, а также других теплоснабжающих организаций, тарифы на тепловую энергию и горячую воду будут устанавливаться в том же размере, что и для населения, получающего тепловую энергию от открытого акционерного общества "Бишкектеплосеть" и структурных подразделений открытого акционерного общества "Электрические станции", в том числе и на потребление сверх нормы.

Для потребителей тепловой энергии и горячей воды, расположенных в многоквартирных домах, будет отдельно установлен размер оплаты за услуги по техническому обслуживанию внутридомовых сетей и инженерного оборудования систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, являющихся общей долевой собственностью владельцев квартир и помещений многоквартирного дома.

6. Заключение

Существующее перекрестное субсидирование между различными группами потребителей тепловой энергии и горячей воды, а также между потребителями тепловой энергии от систем централизованного теплоснабжения и потребителями электроэнергии должно постепенно устраняться.

Существующий подход к установлению тарифов на тепловую энергию и горячую воду, то есть снижение тарифов для одних групп потребителей за счет повышения тарифов для других групп потребителей, а также субсидирование потребителей тепловой энергии за счет доходов от экспорта электроэнергии и средств бюджета, не отражает реальных затрат предприятий теплоэнергетического сектора. В связи с этим такой подход к установлению тарифов на тепловую энергию и горячую воду будет постепенно изменен.

 

 

 

Приложение
к Среднесрочной тарифной политике Кыргызской Республики на тепловую энергию на 2014-2017 годы

Размеры тарифов на тепловую энергию и горячую воду для конечных потребителей (без учета налогов), а также темпы их повышения на 2014-2017 годы

Составляющая тарифа и группа потребителей

Ед. изм.

Дата повышения тарифа

01.07.2014 г.

01.04.2015 г.

01.04.2016 г.

01.04.2017 г.

Тарифы на тепловую энергию на цели отопления

1

Население (по норме)(*)

сом/Гкал

917,78

1134,76

1366,93

1615,35

Рост

%

28,3

23,6

20,4

18,2

Население (сверх нормы)

сом/Гкал

1557,25

1695,1

1833,62

1981,29

Рост

%

117,8

8,8

8,1

8,0

2

Промышленность

сом/Гкал

1557,25

1695,1

1833,62

1981,29

Рост

%

67,5

8,8

8,1

8,0

3

Бюджетные потребители

сом/Гкал

1557,25

1695,1

1833,62

1981,29

Рост

%

67,5

8,8

8,1

8,0

4

Прочие потребители

сом/Гкал

1557,25

1695,1

1833,62

1981,29

Рост

%

67,5

8,8

8,1

8,0

Тарифы на горячую воду

1

Население (за тепловую энергию в горячей воде)

сом/Гкал

664,96

981,76

1298,56

1615,35

Рост

%

28,3

47,6

32,2

24,4

Население (за горячую воду по приборам учета)

сом/м3

48,55

64,38

80,29

96,31

Рост

%

18,1

32,6

24,7

19,9

2

Население (за горячую воду по норме потребления на 1 человека)

сом/месяц

233,03

309,03

385,41

462,27

Рост

%

18,1

32,6

24,7

19,9

3

Все остальные потребители (за тепловую энергию в горячей воде)

сом/Гкал

1557,25

1695,1

1833,62

1981,29

Рост

%

67,5

8,8

8,1

8,0

4

Промышленность

сом/м3

89,59

97,19

104,91

113,14

Рост

%

49,3

8,5

7,9

7,8

5

Бюджетные потребители

сом/м3

89,59

97,19

104,91

113,14

Рост

%

49,3

8,5

7,9

7,8

6

Прочие потребители

сом/м3

89,59

97,19

104,91

113,14

Рост

%

49,3

8,5

7,9

7,8

Примечание.

(*) - за норму принимается расход тепла на отопление жилого помещения общей площадью 35 м2 на первого прописанного человека и по 14 м2 общей площади дополнительно на каждого последующего прописанного в жилом помещении человека.