+996 (312) 56 28 97
gosdeptek@gmail.com
40 шагов в будущее

 

Кыргызы считаются одним из немногих народов в мире, способных коммуницировать через вышивные узоры (оймо-чийме). Так, на первой странице символично размещен рисунок кыргызского вышивного узора «кырк шак», который набирается при помощи девяноста ниток. Они соответствуют здесь сорока шагам в сторону нового времени, которые станут возможными благодаря совместным усилиям и общему стремлению к эпохе перемен.

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 5

КРАТКИЕ ИТОГИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ СТРАНЫ (2010-2016 гг.) 7

Вызовы, стоящие перед страной на современном этапе. 8

40 шагов на пути к процветанию... 9

Национальные программы реформы... 10

I.       Программа реформы «ТАЗА КООМ». 10

КАДАМ 1. Программа цифровой трансформации. 10

II.     Программа реформы «ЭЛИМЕ КЫЗМАТ». 11

КАДАМ 2. Реформа системы государственного управления. 11

III.    Программа реформы «ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ – СТАБИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО». 12

КАДАМ 3. Реформа избирательного процесса. 12

IV.   Программа реформы «СИЛЬНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО». 13

КАДАМ 4. Развитие институтов гражданского общества. 13

V.     Программа реформы «Бел болчу билим. Из калтырычу илим». 13

КАДАМ 5. Мыкты мектеп. 13

КАДАМ 6. Бел болчу билим.. 14

КАДАМ 7. Из калтырычу илим.. 14

VI.   Программа реформы «БИЗНЕС МЕНЕН БИРГЕ». 14

КАДАМ 8: Поддержка малого и среднего предпринимательства. 14

КАДАМ 9: Инвестируй в Кыргызстан! 15

КАДАМ 10: Доступный кредит. 15

КАДАМ 11: Поддержка экспорта. 16

VII.  Программа Реформы «КАЧЕСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА». 16

КАДАМ 12: Энергетика в Кыргызской Республике. 16

КАДАМ 13: Городская инфраструктура. 17

КАДАМ 14: Транспортно-дорожная инфраструктура. 17

КАДАМ 15: Развитие регионов на базе опорных городов. 18

КАДАМ 16. Таза суу. 19

VIII. Программа реформы «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА». 19

КАДАМ 17: Обеспечение безопасности и экономическая дипломатия – основные задачи внешней политики   19

КАДАМ 18: Национальная инициатива «Мекен-карт». 20

IX.   Программа реформы «ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА И ДОВЕРИЕ К СИСТЕМЕ ПРАВОПОРЯДКА». 20

КАДАМ 19: Трансформация правоохранительной системы.. 20

КАДАМ 20: Комплексная борьба и предупреждение коррупции. 21

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.. 21

А. ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАРОДА.. 21

Программа развития 1. «РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И КООПЕРАЦИИ»  22

КАДАМ 21: Создание региональных кооперативных агропромышленных комплексов. 22

КАДАМ 22: Развитие ирригации. 23

Программа развития 2. «ТУРУКТУУ ТУРИЗМ». 23

КАДАМ 23: Устойчивый туризм.. 23

Программа развития 3. «РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ». 24

КАДАМ 24: Возрождение промышленного производства. 24

КАДАМ 25: Развитие кластеров и проектов легкой промышленности. 25

Б. ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.. 25

Программа развития 4. «ЗДОРОВОЕ НАСЕЛЕНИЕ». 26

КАДАМ 26: Инвестиции в здоровье. Здоровый образ жизни. 26

КАДАМ 27: Модернизация инфраструктуры здравоохранения. 26

Программа развития 5. «КРЕПКИЙ ИНСТИТУТ СЕМЬИ И СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО». 27

КАДАМ 28: Равные возможности – основа развития общества. 27

КАДАМ 29: Достойный труд и старость. 27

Программа развития 6. «КУЛЬТУРНЫЙ И ПРОСВЕЩЕННЫЙ КЫРГЫЗСТАН». 28

КАДАМ 30: «Территория культуры». 28

КАДАМ 31: Наследие алтайской цивилизации. 29

С. ПРОГРАММЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ ЖИЗНИ.. 29

Программа развития 7. «БЕЗОПАСНОСТЬ И БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА». 30

КАДАМ 32: Пограничная безопасность. 30

КАДАМ 33: Противодействие терроризму и экстремизму. 30

КАДАМ 34: Кибербезопасность. 31

КАДАМ 35: Военная безопасность. 31

Программа развития 8. «АТТУЛДУК». 32

КАДАМ 36: Государственная языковая политика. 32

КАДАМ 37: «Кыргыз жараны». 32

Программа развития 9. «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ». 33

КАДАМ 38: Экологическая безопасность и адаптация климата. 33

КАДАМ 39: Экологическая устойчивость. 33

КАДАМ 40: Тоо-Токой. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

Программа Правительства Кыргызской Республики

«Жаны доорго – кырк кадам»

 

ВВЕДЕНИЕ

Стремительно меняющиеся внешние условия формируют динамичную повестку для нашей страны. Страна отошла от монополизированных форм управления и встала на новый путь развития с широким вовлечением общества в деятельность государства. С 2012 года республика прошла через значительные изменения практически во всех сферах, многие из которых были достаточно болезненными, но обязательными для последующего роста благосостояния граждан.

При этом, главное, нужно было преодолеть пессимизм и недоверие граждан к собственному государству, вернуть им веру в себя и возможность успешного будущего для своих детей в устойчивом и развивающемся Кыргызстане. Во многом этого удалось достичь благодаря реализации Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 годы.

За годы независимости Кыргызской Республики было разработано множество стратегических документов, которые несли в себе глубокий анализ ситуации и включали множество рекомендаций по экономическому развитию страны. На сегодняшний день Правительству Кыргызской Республики (Правительство) важно сохранить преемственность выбранного курса развития страны, а также стратегического видения страны, заложенного Президентом Кыргызской Республики А.Ш. Атамбаевым в рамках разрабатываемой долгосрочной стратегии развития Кыргызской Республики на период до 2040 года, и приступить непосредственно к этапу реализации этих рекомендаций, что само по себе подразумевает изменения в подходе к работе государственных органов.

Программа Правительства «Жаны доорго - кырк кадам» представляет собой первый и очень важный этап реализации Стратегии развития Кыргызской Республики на период до 2040 года. Программа была составлена на основе программно-целевого подхода к процессу имплементации стратегических целей развития.

Каждый шаг призван обеспечить конкретные решения существующих проблем экономики и общества в Кыргызской Республике. Нерешенность этих проблем развития в полной мере указывает на наличие ряда факторов, ограничивающих эффективность деятельности Правительства. Помимо нехватки финансовых ресурсов (что может быть следствием, нежели причиной нерешенности проблем развития), проблемы могут не решаться из-за низкой эффективности управления и методов работы на всех уровнях системы государственного управления. Возможно также, что ресурсы и энергия направлялись в решения, которые не способны изменить проблему.

Программа Правительства «Жаны доорго – кырк кадам» рассчитана на одновременную реализацию в течение 5 лет 40 первоочередных шагов, направленных на улучшение качества жизни населения нашей страны. Главным смыслом Программы является гражданин/человек и обеспечение его потребностей, прав и свобод, а также реформирование новой структуры управления через призму потребностей человека. Создание эффективной системы управления будет действенным независимо от возникающих вызовов и рисков, станет залогом успеха реализации Программы. Наряду с этим, Программа будет давать ответы на внешние, внутренние и региональные вызовы, которые будут влиять на развитие страны в среднесрочной перспективе.

Важное значение имеют вопросы сохранения и укрепления демократических основ политического устройства, развития социально-экономической системы, цифровой трансформации, регионального развития, охраны окружающей среды; во внешней политике – вопросы сохранения суверенитета, продвижения национальных интересов, обеспечения дружественных внешних взаимоотношений и укрепления региональной и глобальной безопасности.

Программа Правительства «Жаны доорго – кырк кадам» будет реализовываться поэтапно. Начиная с 2017 года будут решаться первоочередные вопросы, волнующие население:

·      снижение уровня безработицы и создание новых рабочих мест;

·      обеспечение экономического благосостояния и большей самостоятельности бизнеса;

·      максимальное исключение любых прямых контактов между гражданами, бизнесом и государством;

·      построение современной и доступной инфраструктуры, включая транспортную, социальную, ирригационную и цифровую;

·      развитие регионов и решение социально-экономических проблем на местах;

·      обеспечение безопасности и комфорта в городах и населенных пунктах;

·      искоренение коррупции и внедрение современных цифровых технологий;

·      обеспечение социальной защищенности и достойного уровня жизни.

Программа предусматривает формирование целого комплекса институтов развития, которые обеспечат экономику необходимым количеством ресурсов для ее модернизации. При этом помощь международных партнеров по развитию будет концентрироваться на реализации трех важных компонентов Программы: программа цифровой трансформации «Таза Коом», «Таза суу» - доступ к чистой питьевой воде, «Развитие ирригации» - ввод новых орошаемых земель.

Сегодня все международные опросы показывают, что изменилось доверие населения к институту государства. Существенные изменения проявились в части опасений, проблем, волнующих население. В 2013 году повышенное беспокойство вызывали боязнь гражданской войны (39%), нестабильности (32%), демонстраций, переворотов или революций (25%), а также страх за будущее страны (23%).

В данных за 2017 год первые позиции занимают экономические показатели: безработица (52%), коррупция (40%), экономическое развитие страны (13%). Такие категории, как боязнь войн и переворотов, исчезли из основных опасений, так как постепенно число называвших эти позиции стало статистически незаметным в общей базе данных. Те, кто и сегодня опасается нестабильности, составляют всего 2% опрошенных.

Кроме того, все более ощутимыми становятся запросы граждан по повышению комфорта и качества жизни непосредственно в местах проживания. Плохое качество дорог, нехватка питьевой воды, отсутствие рабочих мест, недостаток детских садов, проблемы уборки мусора и освещения - вот основные вопросы, волнующие население на сегодняшний день.

В этой связи Программа Правительства полностью сконцентрирована на решении ключевых задач по повышению благосостояния населения уже в течение ближайших пяти лет.

КРАТКИЕ ИТОГИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ СТРАНЫ (2010-2016 гг.)

За прошедшие 6 лет в обществе, политической и экономической жизни страны произошли важные изменения, заложившие основы успешного будущего развития.

ВВП Кыргызстана в период с 2010 года по 2016 год вырос в 2,1 раза (с 220 до 458 млрд сомов).

Республиканский бюджет показывает рост опережающими темпами, увеличившись с 50,3 млрд сомов в 2010 году до 115,8 млрд сомов в 2016 году или в 2,3 раза.

Расходы бюджета увеличились к 2016 году до 136,7 млрд сомов или в 2,2 раза от уровня 2010 года (61,0 млрд сомов).

По размеру ВВП на душу населения Кыргызстан занимает 143 место в мировом рейтинге стран за 2015 год, по уровню конкурентоспособности - 102 место в 2015–2016 гг.

В период с 2010 года по 2015 год количество занятого населения увеличилось на 108,4 тыс. чел. а уровень безработицы снизился на 1,0% и составил 7,6%.

Средняя заработная плата учителей средней и старшей школы выросла до 13613 сомов, что в 3,6 раза выше по сравнению с 2010 годом, а средняя заработная плата учителей начальных классов возросла до 13824 сомов, что в сравнении с 2010 годом выше в 4,3 раза.

Заработные платы врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, выросли в 3 раза по сравнению с 2010 годом или до 12184 сомов, а для персонала стационаров в 3,4 раза или до 13827 сомов.

Необходимо отметить, что это реальный рост доходов работников бюджетной сферы, так как среднегодовой уровень инфляции за период с 2011 по 2016 год составил 5,1%.

Государство было и остается социально ориентированным. Только в образовании расходы с 2010 года увеличились на 21,9 млрд сомов и составили 31,9 млрд сомов. Мы вошли в первую десятку стран мира по объему финансирования образования. Доля расходов на социальный сектор остается неизменной и составляет более 50% всех расходов государственного бюджета.

С 2015 года обеспечено полное и эффективное взаимодействие страны в рамках ЕАЭС. Кыргызская Республика стала одной из 10 стран мира, получивших статус «ВСП+» от Европейского Союза.

Построено и реконструировано более 2500 тыс. км дорожного покрытия.

Энергетическая независимость обеспечена за счет введения в эксплуатацию подстанции 500 киловольт «Датка» и линий электропередач «Датка-Кемин», на стадии пусконаладочных работ находится ТЭЦ города Бишкек, начаты практические работы по замене оборудования на Токтогульской ГЭС.

Завершен первый этап судебной реформы. Бюджет судебной системы за последние годы вырос более чем в два с половиной раза, включая повышение уровня заработной платы судей и сотрудников аппаратов судов.

Не менее важным направлением является обеспечение внутренней экономической безопасности. Принятие поправок в Конституцию 2016 года позволило исключить неправомерное вмешательство любых правоохранительных органов в предпринимательскую деятельность, а также осуществить передачу всех проверок бизнеса в Государственную налоговую инспекцию.

 

Вызовы, стоящие перед страной на современном этапе

Сегодня в Кыргызстане удалось сформировать прочную основу для выхода на траекторию устойчивого развития. Это касается не только политической стабильности, но и создания мощного экономического потенциала суверенного и ответственного государства.

В то же время потенциал страны во многом остается нереализованным. По уровню ВВП на душу населения Кыргызстан занимает одно из последних мест среди стран Центральноазиатского региона. Сервисная модель экономики, зависящая во многом от региональной макроэкономической ситуации, существенно ограничивает нашу конкурентоспособность. Структурные дисбалансы и институциональная слабость не позволяют изменить характер хозяйствования, обуславливая низкую производительность труда. Объективные трудности, связанные с инфраструктурной необеспеченностью, снижают экономическую эффективность, не позволяя разворачивать масштабные производства.

В настоящее время вызовы, стоящие перед нашей страной, можно разделить на 4 составляющие:

Цифровая отсталость. Внедрение цифровых технологий остается на низком уровне. Лишь некоторые государственные органы смогли внедрить в свою деятельность элементы ИКТ, включая взаимодействие с населением. Системному внедрению ИКТ препятствует отсутствие базовых элементов, таких как единая система межведомственного взаимодействия государственных органов, формализация регламентов, коррупционные вызовы.

Экономическая безопасность. Уровень экономической активности в обществе обеспечивает развитие и благосостояние государства. В стране сегодня ведется активная работа по созданию необходимых условий для раскрытия предпринимательского потенциала и повышения экономической активности граждан. Несмотря на это, наши граждане и предприниматели боятся в полной мере переходить на легальную работу, а  инвесторы все еще с осторожностью относятся к вхождению на кыргызский рынок. Это обусловлено следующими сохраняющимися в экономической сфере угрозами:

§   недостаточный уровень доверия к государственным органам, осуществляющим взаимодействие с предпринимателями;

§   чрезмерная бюрократизация процесса получения разрешительных документов;

§   высокая социальная нагрузка на бизнес и бюджет;

§   необеспеченность в полном объеме экономической и инженерной инфраструктурой;

§   мелкотоварность сельскохозяйственного производства и риски продовольственной безопасности;

§   устаревшие стандарты и технические требования в строительстве и производстве;

§   ограниченность в доступе к дешевым и долгосрочным ресурсам;

§   минимальные возможности для поддержки инвестиционных проектов со стороны государства.

Социальная безопасность. Кыргызстан остается социально ориентированным государством. Ежегодно из бюджета выделяются значительные средства на содержание социальной сферы. За последние годы в стране принят ряд первоочередных мер по улучшению ситуации. Но пока не удалось достичь кардинальных изменений. Основными угрозами безопасности в социальной сфере являются:

§   сохранение уровня бедности;

§   низкие темпы роста заработной платы;

§   недостаточная обеспеченность населения социальной инфраструктурой;

§   замедление процесса формирования среднего класса как основы стабильности государства;

§   неконтролируемая внешняя и внутренняя миграция трудоспособного населения, низкий уровень профессионализации рабочей силы;

§   распространение опасных заболеваний;

§   сохраняющаяся ориентация на подготовку гуманитарных и экономических профессий в образовательном секторе.

Национальная безопасность. На каждом этапе исторического развития Кыргызстана на передний план в зависимости от реальности угроз и их разрушительных последствий выдвигаются те или иные из них. В современный период наиболее реальными угрозами, требующими адекватной реакции со стороны государства и общества, являются:

§   сохраняющаяся громоздкость системы государственного управления;

§   не отвечающие современным условиям механизмы предотвращения и борьбы с преступностью, наркоманией и терроризмом;

§   недостаточное развитие ИКТ и слабая защита информационного пространства страны;

§   деградация экосистем и нерациональное использование природных ресурсов;

§   недостаточная эффективность существующей системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;

§   коррупционные риски.

40 шагов на пути к процветанию

С учетом имеющихся на сегодняшний день вызовов Программа формулирует следующие цели долгосрочного развития страны.

1.         Экономическое благосостояние народа:

·      создание устойчивых рабочих мест, достойный труд и стабильные доходы;

·      увеличение экспортного потенциала трудоемких секторов экономики;

·      развитие регионов страны.

2.         Социальное благополучие:

·      здоровье и образование населения;

·      социальное равенство и крепкий институт семьи;

·      культурное возрождение.

3.         Безопасность и благоприятная среда для жизни граждан:

·      общественный порядок;

·      атуулдук (патриотизм);

·      экологическая безопасность.

Эти цели сформулируют подход и обеспечат прозрачное понимание процесса достижения целевых индикаторов развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Программа «Жаны доорго – кырк кадам» является первым пятилетним периодом реализации будущей Стратегии развития Кыргызской Республики на период до 2040 года. Все представленные в программе шаги были разработаны на основе принципов реалистичности, измеримости и конкретности.

Каждый «Кадам» представляет четко разграниченный и осязаемый участок работы, что должно облегчить понятный и прозрачный процесс реализации. Вместо выполнения списка задач без четких целей Правительством по истечении пяти лет должны быть представлены конкретные результаты, которые приведены в каждом разделе Программы.

Необходимо отметить, что число «40» имеет глубокое значение для кыргызского народа. Исторически цифра 40 всегда присутствовала в становлении и развитии кыргызского государства.

Национальные программы реформы

Программа Правительства базируется на 9 стратегических программах реформ, взаимосвязанных между собой, совокупность которых образует 9 национальных программ развития и предусматривает 40 конкретных шагов, способствующих повышению уровня жизни граждан в течение ближайших 5 лет.

Программы реформы подразумевают работу по изменению существующего положения дел в областях, которые влияют на все три цели развития. Так, 9 национальными программами реформы являются:

             I.       Программа реформы «ТАЗА КООМ»

*     КАДАМ 1. Программа цифровой трансформации

За последние двадцать лет технологические инновации кардинально перестраивают принципы взаимодействия в обществе и государственном управлении, сменяют экономические ориентиры, формируют новые подходы к воздействию и защите окружающей среды, создают новые вызовы и перспективы. Четвертая индустриальная революция, начавшаяся в 2011 году, сменяет конкурентные преимущества стран с географического преимущества доступа к морю, экономии от масштаба производства и дешевого рабочего труда на скорость доставки, массовую индивидуализацию и творческий потенциал человеческого капитала. Этот сдвиг создает равные возможности экономического роста как для крупных, так и малых государств.

«Таза Коом» – общенациональная программа цифровой трансформации страны, которая пронизывает все сферы жизнедеятельности страны, является ключевым инструментом и основой реализации настоящей Программы. «Таза Коом» станет эффективным инструментом для искоренения коррупции в государственном секторе путем минимизации влияния человеческого фактора через автоматизацию административных процессов и процедур, а также предоставление цифровых государственных услуг. «Таза Коом» позволит:

·      государству искоренить коррупцию, упростить взаимодействие между различными ветвями власти за счет автоматизации процессов, максимально автоматизировать рутинные работы и сфокусироваться на созидательных задачах;

·      бизнесу получить благоприятную среду и стимулы для адаптации к новым экономическим реалиям, вывести предприятия на новый уровень конкурентоспособности, а также получить пространство для создания и применения инновационных решений в экономике знаний;

·      обществу получить уверенность в способности применить полученные знания в самореализации, получении высокооплачиваемой работы, доступе к высококачественной медицине и справедливому пенсионному доходу;

·      нации сохранить свою идентичность, культурное многообразие, языки этносов, населяющих республику, а также получить пространство для дальнейшего развития в цифровом мире.

            II.       Программа реформы «ЭЛИМЕ КЫЗМАТ»

По результатам проведенного конституционного референдума в стране завершен важный этап реформирования системы государственного управления, включающий изменение функциональных полномочий между ветвями власти, реформу правоохранительных органов и судебной системы.

*     КАДАМ 2. Реформа системы государственного управления

В системе государственного управления важно внедрить принципиально новые методы работы, основанные на использовании новейших технологий, обеспечить прозрачность и подотчетность деятельности государственных органов, повысить стандарты к подготовке кадров.

В течение ближайших 5 лет Правительство будет продолжать принимать меры по развитию государственной службы, направленные на повышение эффективности государственного управления, квалификации государственных и муниципальных служащих, предупреждение коррупционных правонарушений в системе государственной службы, повышение ее авторитета и престижа. В настоящее время система государственной службы имеет массу проблем организационного, материального, идеологического характера.

Поэтому в ближайшее время предстоит принять ряд кардинальных мер по повышению эффективности и созданию современного института государственной службы, развитого государственно-служебного законодательства и оптимизации процессов принятия решения.

Будет оптимизирована структура подчиненности государственных органов стратегическим целям страны, сокращены аппараты подведомственных и территориальных подразделений, в том числе выполнявшие хозяйственные функции. За исключением базовых государственных функций, структура Правительства будет формироваться исходя из четко выстроенных приоритетов развития. Принятие решений будут ориентировано на граждан, станет более рациональным и эффективным.

Взаимодействие государственных ведомств с гражданами и предпринимателями станет удобным благодаря внедрению автоматизированных платформ с доступом к государственным услугам. В партнерстве с бизнесом будут создаваться мобильные приложения в качестве канала связи с населением. Поэтапно государство будет передавать часть полномочий и функций государственного управления на аутсорсинг частному сектору.

              III.   Программа реформы «ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ – СТАБИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО»

*     КАДАМ 3. Реформа избирательного процесса

Одной из главных обязанностей демократического правового государства является обеспечение свободных и честных выборов. Общество и политические организации Кыргызстана должны осознавать, что свободные и честные выборы – это демократический путь к власти. Власть, пришедшая путем честных и чистых выборов, будет крепкой основой для построения сильной и устойчивой страны, формирования в стране открытой и справедливой политической системы.

Необходимо продолжить совершенствование норм законодательства для обеспечения избирательных прав граждан и реального участия в избирательных органах представителей уязвимых групп населения, женщин, представителей национальных меньшинств, лиц с ограниченными возможностями здоровья. Правительство обеспечит все территориальные избирательные комиссии высокоскоростными каналами связи, необходимым современным оборудованием и новыми техническими средствами наблюдения за процессом голосования.

Для проведения дальнейшей успешной реформы в области избирательного процесса предложено введение новых форм идентификации избирателей посредством биометрических технологий.

Кроме того, закладываются основы для перехода в перспективе к элементам прямого волеизъявления по наиболее острым вопросам общества с использованием возможностей мобильных и электронных платформ в рамках Национальной программы «Таза Коом».

Будут внесены предложения по ужесточению наказаний за подкуп голосов избирателей и предложены механизмы реального мониторинга расходования финансовых средств на предвыборные мероприятия.

Практическую реализацию получит институт народных курултаев, который будет призван обеспечить широкий формат участия граждан в выработке предложений по вопросам государственного и общенационального значения и позволит расширить демократические механизмы.

             IV.   Программа реформы «СИЛЬНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»

*     КАДАМ 4. Развитие институтов гражданского общества

В настоящее время в Кыргызской Республике функционирует свыше 16 тысяч организаций гражданского общества, из которых активно действуют примерно 1/3. Неправительственный сектор вносит ощутимый вклад в укрепление национального самосознания и твердой гражданской позиции населения.

Правительство будет вести работу по формированию современной модели гражданского общества, сочетающей в себе все достижения международной системы защиты прав человека, свободы слова, самовыражения и самореализации в тесной взаимосвязи с национальными традициями кыргызского народа.

Деятельность неправительственных организаций будет максимально открытой. Правительство будет предоставлять бюджетные гранты по наиболее приоритетным программам социальной и гуманитарной направленности. Правительство обеспечит открытость и прозрачность международного финансирования отечественных неправительственных организаций. Гражданские институты должны создавать реальную конкуренцию муниципальным и государственным структурам, стимулируя последних к более эффективной работе по предоставлению социальных услуг.

Правительство обеспечит условия для независимой деятельности средств массовой информации, свободы слова и распространения информации. При этом должна быть усилена и ответственность за публикации заведомо недостоверной и ложной информации. Последовательно будет вестись работа по вовлечению представителей гражданского общества в контроль за деятельностью государственных органов и принятие стратегических решений через инструменты общественных обсуждений и согласований.

Реализация проекта должна привести к формированию зрелого гражданского общества, которое позволит обеспечить развитие правового государства и демократизации общества. Подрастающее поколение будет воспитано в духе защиты прав и интересов каждого гражданина, уважительного отношения к законам государства и традициям общества.

              V.   Программа реформы «Бел болчу билим. Из калтырычу илим».

*     КАДАМ 5. Мыкты мектеп

В Кыргызской Республике будут созданы условия, при которых учащиеся получат знания, навыки, способности для вхождения во взрослую жизнь. Многообразие форм предоставления знаний обеспечит многообразие выбора своего жизненного пути. Будет внедряться концепция образования на протяжении всей жизни, которая станет основой развития образования Кыргызстана.

Будут пересмотрены механизмы государственного финансирования школьного образования. Будет исключено неравенство в результатах образования в зависимости от географического расположения и языка обучения путем обеспечения дошкольных и школьных организаций образования квалифицированными кадрами, внедрения новых стандартов, методик обучения и учебного материала.

Для улучшения качества управления системой образования начнет работать информационная система, будет обеспечена автоматизация обмена данными между управленческими уровнями. Пересмотр стандартов образования позволит включить в содержание образования вопросы устойчивого развития, в том числе – в его социальном аспекте. Владение государственным, а также официальным, английским и другими языками позволит шире использовать имеющиеся образовательные ресурсы Кыргызстана и мира.

*     КАДАМ 6. Бел болчу билим

Важную роль в системе образования занимает профессиональное образование. Подготовка кадров для управления и работы в секторе АПК, легкой промышленности, а также в других смежных секторах, имеющих стратегически важное значение для страны. Высшие и специальные учебные учреждения Кыргызской Республики должны готовить высококвалифицированных специалистов на основе потребностей рынка труда и экономики страны.

Будут установлены тесные связи профессионально-технических училищ с предпринимателями и промышленными компаниями. Часть системы профессионально-технического образования будет переориентирована на подготовку программистов, что приведет к образованию крупной «IT-академии» на территории страны. Будет внедрена национальная система квалификаций, которая обеспечит признание обучения, институциональных механизмов, качество, оценку и процессы присуждения и признания профессиональных навыков.

*                   КАДАМ 7. Из калтырычу илим

Наука в целом должна ориентироваться на прикладное направление, которое позволит оказать поддержку научных инициатив на основе четко выработанных критериев, обеспечивающих эффективную реализацию политики государства.

Для проведения успешной реформы в области науки необходимо обеспечить запуск научных проектов на основе государственного заказа через новые подходы по финансированию через Национальный фонд науки. Финансирование науки будет производиться по приоритетным направлениям на проектной основе и по заказу государства.

Необходимо продолжить реформирование Национальной академии наук Кыргызской Республики, из полномочий которой будут выведены функции административного воздействия.

Важное внимание в ближайшие годы будет уделено восстановлению статуса научных званий и степеней, а также признанию ученых степеней, выданных за рубежом.

             VI.   Программа реформы «БИЗНЕС МЕНЕН БИРГЕ»

*     КАДАМ 8: Поддержка малого и среднего предпринимательства

Программа Правительства основана на идее экономического прагматизма, которая выражает взаимодоверие между всеми экономическими агентами страны, тесное и честное сотрудничество, компромисс – между государством, населением, малыми и крупными предприятиями.

Политика государства будет направлена на создание необходимых условий для быстрого и эффективного роста малого и среднего бизнеса, делегирование определенных функций и полномочий государства, перевода в электронный формат выдачи разрешительных документов, функций лицензирования, регистрации и контроля. В стране будут открываться центры обслуживания бизнеса, которые станут «фронт офисом» государственных органов при выдаче лицензионно-разрешительных документов, будут обеспечиваться защита предпринимателей и продвижение предпринимательских инициатив. Роль государства будет заключаться в создании необходимой нормативной правовой базы, поддержке инициатив, создании необходимой инфраструктуры, связанной с техническими стандартами, лабораториями и т.д., для функционирования и саморегулирования МСП.

Будет принят на законодательном уровне принцип «Одного правительства» с запретом всем государственным органам при предоставлении государственных услуг запрашивать у предпринимателей любые документы или информацию, которые они могут получить у другого государственного органа. Необходимо провести радикальную реформу в сфере налогообложения малого и среднего бизнеса.

*     КАДАМ 9: Инвестируй в Кыргызстан!

Создание «инвестиционного рая» предполагает проведение реформы инвестиционного законодательства, закрепляющего льготные условия для инвесторов, защиту собственности и инвестиций при реализации инвестиционных проектов. Кроме того, будет пересмотрено законодательство по частно-государственному партнерству и инвестициям, чтобы упростить требования и создать благоприятные условия для привлечения инвестиций.

Важно ввести механизм «Единого окна» для крупных иностранных инвесторов путем наделения государственного органа по инвестициям полномочиями по координации всей инвестиционной политики, а также необходимыми ресурсами для продвижения инвестиционных проектов и формирования инвестиционных лотов в стране.

Будет создана система эффективной и устойчивой деятельности инвестиционных фондов и финансовых институтов. Развитие также получат крупные национальные корпорации по управлению государственными активами и привлечению инвестиций для их реабилитации, модернизации и реконструкции.

Внешние усилия будут направлены на мобилизацию и задействование ресурсов загранучреждений Кыргызской Республики, в том числе с привлечением института торговых представителей.

*     КАДАМ 10: Доступный кредит

Немаловажным фактором для развития экономики страны является развитие финансового и банковского законодательства, внедрение новых финансовых продуктов, включая финансирование стартап проектов, венчурное финансирование, инструменты беззалогового и управленческого кредитования, лизинговых операций и кредитных учреждений, специализирующихся на кооперативных, а также исламских принципах финансирования.

Акценты будут делаться на специализации банковского сектора. Наряду с уже существующими, появятся кооперативный, экспортный, промышленный и ипотечный банки, которые станут основным инструментом Правительства для оказания отраслевой и региональной поддержки экономики.

Будут пересмотрены механизмы реализации программы «Доступное жилье», включая вопрос о снижении процентных ставок до приемлемого уровня.

Бюджет развития станет одним из основных инструментов финансирования экономической активности в стране. Особого внимания государства требует вопрос повышения финансовой грамотности.

*     КАДАМ 11: Поддержка экспорта

Развитие экспортного потенциала страны станет одним из флагманов развития экономики в ближайшей перспективе. Немаловажное значение в продвижении экспортной политики страны будет иметь реализация программы всеобщих преференций Европейского Союза ВСП+. Интеграция с ЕАЭС выйдет на новые формы развития общего рынка. Усиленно будет проводиться работа по развитию торговых отношений с Китаем.

Наряду с запуском специализированного финансового института по поддержке экспорта, будут внедрены нефинансовые инструменты поддержки экспортеров, включая информационную, коммуникационную, институциональную.

Продвижение продукции будет обеспечено посредством применения скоординированных и целенаправленных действий внешнеэкономических институтов, а также лучших методов и технологий продвижения высококачественных сельхозкультур и перерабатывающей промышленности, продукции промышленного производства, легкой промышленности, а также туризма.

В рамках реализации Программы будет внедрена законодательная база, предусматривающая полноценное развитие электронной коммерции с возможностью продвижения отечественной продукции на внешние рынки.

            VII.   Программа Реформы «КАЧЕСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА»

*     КАДАМ 12: Энергетика в Кыргызской Республике

Развитая инфраструктура является важным элементом в обеспечении качества жизни населения. Кроме того, инвестиции в инфраструктуру генерируют трехкратную отдачу для экономики в целом.

Энергетический сектор должен полностью удовлетворить растущие потребности населения и экономических субъектов в энергоносителях. На первоначальном этапе развитие энергетической инфраструктуры будет нацелено на повышение энергоэффективности и развитие неуглеродной энергетики.

Усилия Правительства будут направлены на финансовое оздоровление энергетического сектора, где приоритеты будут определяться капитальными вложениями в строительство и реконструкцию активов сектора. Важным элементом станет развитие информационных технологий в энергетическом секторе страны, что обеспечит успешную реализацию проектов и внедрение умных счетчиков, систем удаленного контроля и единого биллингового центра.

Реализация проекта «CASA-1000», который предусматривает экспорт электроэнергии в страны Южной Азии, позволит привлечь частные инвестиции в строительство новых крупных генерирующих мощностей и возобновляемых источников энергии. Это станет еще одним шагом для вывода сектора на самодостаточный и самоокупаемый уровень.

В результате планируется увеличение мощности к 2023 году на 650 МВт, а суммарная установленная мощность энергосистемы составит более 4200 МВт.

Правительство подготовит и реализует новую среднесрочную тарифную политику. Уровень тарифов будет адекватно отражать уровень окупаемости энергосектора и потребительские возможности населения. Изменение тарифной политики станет возможным за счет повышения уровня жизни населения и качества предоставляемых услуг

*                   КАДАМ 13: Городская инфраструктура

Развитие городской инфраструктуры – это прежде всего возможность создания комфортной среды проживания граждан и обеспечения благоприятных условий ведения бизнеса. Начало модернизации городской инфраструктуры, строительство и реконструкция водопроводных сетей и газового хозяйства, проведение линий электропередач, установка освещения, строительство спортивных площадок и мест досуга будет первостепенной задачей для оценки деятельности руководителей государственных администраций и полномочных представителей Правительства в областях.

В течение 2-3 лет будет реализован проект «Умный город» в городах республиканского значения Бишкек и Ош.

Большое внимание будет уделяться решению вопросов строительства сети распределительных газопроводов, реконструкции и ремонта тепловых сетей, системы водоснабжения и водоотведения, обустройства городских дорог и тротуаров путем строительства и реконструкции муниципальных автодорог.

Улучшение системы управления твердыми бытовыми отходами будет достигнуто путем строительства новых санитарных полигонов, рекультивации существующих свалок, строительства заводов по сортировке и переработке отходов.

Правительство совместно с ОМСУ обеспечит активное участие горожан в деятельности муниципалитетов через разработку сервиса «Активный горожанин», реализацию электронных муниципальных услуг и внедрение проекта единого коммунального счета через системы ГП «Кыргыз почтасы».

*     КАДАМ 14: Транспортно-дорожная инфраструктура

Ключевой задачей в транспортном секторе станет превращение Кыргызской Республики из тупиковой страны в транзитную и придание ей статуса регионального центра транспорта и логистики.

Правительство направит свои усилия на реабилитацию и сохранение автомобильных дорог, развитие международных транспортных коридоров и расширение внутренней сети автомобильных дорог.

Будет завершено строительство альтернативной автомобильной дороги Север-Юг и проведена реконструкция автомобильных дорог Бишкек-Ош, Тюп-Кеген, Бишкек-Нарын-Торугарт, Кочкор-Арал, Ош-Баткен-Исфана-Худжант, благодаря чему обеспечивается сквозной международный транзит грузов и пассажиров. Будет завершено строительство и реабилитация автодороги Балыкчы-Каракол-Балыкчы (Иссык-Кульская кольцевая автодорога), протяженностью 445 км, которая полностью окружает озеро Иссык-Куль.

Также в рамках программы «Таза Коом» будут внедрены автоматизированные информационные системы «Электронный транспортный контроль» и «Единый центр информации систем весогабаритного контроля».

Большое внимание будет уделено созданию внутренней железнодорожной сети в республике, соединяющей север и юг страны, в том числе железнодорожной нитки Балыкчы-Кочкор-Кара-Кече. Развитие получит проект по строительству железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, который позволит выйти на международные железнодорожные коридоры. При этом кыргызский участок дороги целесообразно строить по маршруту Торугарт – Достук (ГЭС Ат-Башы) – Джалал-Абад, который проходит вдоль населенных пунктов с автодорогами и линиями электропередач.

Правительство создаст условия для развития транзитного авиахаба для определенных стран, желающих выполнять авиаперевозки, что отвечает максимальной либерализации свободы воздуха, а также созданию равных условий для работы на рынке отечественных и иностранных авиаперевозчиков.

Системы обслуживания воздушного движения и воздушного пространства, а также учебные заведения гражданской авиации будут модернизированы до стандартов ИКАО. Планируется строительство нового международного аэропорта «Ош», полная модернизация аэропорта «Манас», а также развитие малой авиации.

*     КАДАМ 15: Развитие регионов на базе опорных городов

Стратегический подход к развитию регионов позволит рассматривать вопрос развития регионов как системообразующий комплекс мероприятий, включающий в себя: обеспечение социальной и базовой инфраструктуры регионов; определение приоритетов развития каждого региона с учетом его специфики; определение конкурентных преимуществ каждого региона в сфере промышленного производства, АПК, лесного хозяйства для развития опорных городов – точек роста в рамках утвержденной концепции регионального развития.

В управлении развитием регионов будет реализован принцип – больше возможности для развития регионов и большая ответственность регионов за развитие своей экономики и социальной сферы.

Опорные города примут эффективные и выполнимые программы развития на принципах бизнес-планирования. Каждый регион будет специализироваться на выпуске определенной продукции, ориентированной прежде всего на экспорт.

Жители регионов получат равный уровень доступа к гарантированным государством социальным услугам, в первую очередь предоставляемым системами образования и здравоохранения. Будет внедрен индекс удовлетворения потребностей населения, который станет мерой оценки деятельности руководителей местного, районного и областного значения.

*     КАДАМ 16. Таза суу

Обеспеченность населения чистой питьевой водой является залогом здоровой нации. Правительство обеспечит максимальный доступ населения к услугам водоснабжения, водоотведения и санитарии через развитие централизованных систем питьевого водоснабжения, их проектирование, строительство и эксплуатацию.

Объем инвестиций, требуемый для повышения уровня состояния водоснабжения и водоотведения, будет изыскиваться за счет международной  помощи, которая целевым образом сконцентрируется на реализации одного из трех ключевых компонентов «Таза суу».

Граждане должны осознавать, что вода является особо ценным национальным ресурсом, поэтому поддержание и модернизация систем питьевого водоснабжения должны осуществляться с участием граждан в этом процессе.

При реализации указанных мер в течение 5 лет Правительство обеспечит дополнительно не менее 700,0 тыс. человек в сельской местности централизованной безопасной питьевой водой, а 40% населения районных центров, имеющих статус села, смогут пользоваться услугами водоотведения.

             VIII.Программа реформы «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА»

*     КАДАМ 17: Обеспечение безопасности и экономическая дипломатия – основные задачи внешней политики

Главные усилия во внешнеполитическом направлении будут сосредоточены на защите и продвижении национальных интересов и создании благоприятных внешних условий для устойчивого социально-экономического развития страны.

В качестве ключевых принципов внешней политики Кыргызской Республики будут определены: сбалансированность, последовательность, прагматичность, равноправие и взаимная выгода. Важное внимание будет уделяться вопросам укрепления национальной и региональной безопасности и продвижению экономической дипломатии.

Всестороннее и взаимовыгодное сотрудничество со странами Центральной Азии, Россией, КНР, странами ближнего и дальнего зарубежья, а также эффективное участие в международных и региональных организациях будет осуществляться с учетом национальных интересов страны.

Большое внимание будет уделено решению задач по продвижению отечественных товаров на зарубежные рынки и поощрению свободной торговли, включая работу по интеграции экономики КР в ЕАЭС и обеспечение полноформатного и эффективного взаимодействия в рамках ЕАЭС без барьеров, изъятий и ограничений.

Внимание будет сконцентрировано на обеспечении национальной и региональной безопасности, в том числе путем дальнейшего укрепления сотрудничества в рамках ООН, ОДКБ, ШОС, ОБСЕ, ОИС и других многосторонних форматов, а также на завершении юридического оформления государственной границы и решении водно-энергетических вопросов с сопредельными государствами.

*     КАДАМ 18: Национальная инициатива «Мекен-карт»

Для создания благоприятных условий посещения нашей страны нашими бывшими соотечественниками и возможного притока интеллектуального и др. капиталов в страну Правительство должно обеспечить максимальный комфорт и привлекательность для их прибытия и пребывания на территории Кыргызской Республики.

Основные усилия Правительства будут сконцентрированы на предоставлении особых преференциальных условий для бывших граждан Кыргызской Республики, таких как освобождение от уплаты консульских сборов при оформлении визы, увеличение срока пребывания без регистрации до 180 дней, осуществление трудовой деятельности без оформления соответствующего разрешения, в экстренных случаях пользование бесплатной системой здравоохранения Кыргызской Республики, приобретение движимого и недвижимого имущества, земельных участков под строительство социальных объектов и объектов промышленно-производственного назначения на территории Кыргызской Республики, а также осуществление предпринимательской деятельности и пользование системой среднего и высшего образования наравне с гражданами Кыргызской Республики.

             IX.   Программа реформы «ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА И ДОВЕРИЕ К СИСТЕМЕ ПРАВОПОРЯДКА».

*     КАДАМ 19: Трансформация правоохранительной системы

Верховенство закона и прозрачная деятельность правоохранительных органов являются одними из главных стратегических основ развития страны. Правительством будет предложено дальнейшее снижение уровня карательной практики и гуманизация законодательства. В этой связи многие финансовые и экономические преступления, за которые полагается уголовное наказание, должны быть переведены в разряд административных с выплатой штрафов.

Особое место в обеспечении общественной безопасности занимает реализация проекта «Безопасный город» как элемента национального проекта «Таза Коом». Проект «Безопасный город» станет составной частью полноценного проекта цифровой трансформации городов «умные города».

Проект позволит решать следующие задачи:

·           осуществление круглосуточного видеонаблюдения для быстроты и эффективности работы милиции по обеспечению общественной безопасности;

·           обеспечение круглосуточного видеонаблюдения и оценки транспортной обстановки для исключения нештатных и аварийных ситуаций на дорогах;

·           автоматический анализ событий, сбор статистики и идентификация транспортных средств на автомобильных дорогах;

·           автоматический анализ событий, сбор статистики и идентификация личности лиц, находящихся в розыске.

Для обеспечения должного контроля за правоохранительной системой будет завершено создание автоматизированной электронной системы уголовно-правовой статистики, что способствует объективной оценке состояния преступности без возможности сокрытия дел и на первоначальном этапе может привести к росту количества регистрируемых преступлений.

Качественное преображение правоохранительной системы обеспечит переход системы в превентивную плоскость, направленную на предупреждение и профилактику преступности, а также повышение уровня защищенности общества.

Правительством будут предприняты меры по доведению уровня финансирования судебной системы до нормативов, определенных в рамках реформы судебной системы.

*     КАДАМ 20: Комплексная борьба и предупреждение коррупции

Системная борьба с коррупцией, ставшая одним из основных приоритетов государственной политики в последние годы, будет продолжена.

Через реализацию национального проекта «Таза Коом» будет исключен прямой контакт потребителя государственной услуги и чиновника, а основу работы всего государственного механизма составит автоматизация и межведомственное взаимодействие через электронный документооборот.

Будет внедрен действенный механизм проверки информации в декларациях, подаваемых ежегодно государственными служащими. На государственных и муниципальных служащих будет возложено бремя доказывания законности происхождения своих доходов и имущества.

В целях искоренения политической коррупции Правительством будут предложены механизмы исключения конфликта интересов и лоббизма из государственной службы. Будет внедрен действенный механизм проведения антикоррупционной экспертизы действующего законодательства Кыргызской Республики и разработана отечественная методика оценки уровня коррупции.

Будет совершенствована национальная система государственных закупок путем внедрения эффективной системы контроля, мониторинга и оценки результатов в рамках полной автоматизации процесса.

Осуществлено проведение широкомасштабной информационной и просветительской работы, направленной на изменение правосознания граждан и формирование чувства нетерпимости к коррупционным проявлениям.

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Параллельно с реализацией 9 Программ реформ для достижения установленных целей развития Правительством будут запущены 9 Программ развития, из которых 3 программы экономического развития, 3 программы социального развития и 3 программы по обеспечению безопасности и благоприятной среды для жизни граждан.

А. ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАРОДА

В ближайшие годы экономическая ситуация будет развиваться ускоренными темпами. В новых условиях Правительство сфокусируется на повышении экономического благосостояния по всем направлениям, его развитии и формировании новых экономических отношений. Программа предусматривает концентрацию на целевых направлениях развития, таких как развитие промышленности, агропромышленного комплекса и кооперации, устойчивый туризм и развитие кластеров легкой промышленности. Развитие этих направлений предусматривает создание институтов развития, снижение административных барьеров для малого и среднего бизнеса, развитие цифровой и зеленой экономики, улучшение качества экономической инфраструктуры, инвестиционного законодательства и обеспечение доступа к дешевым и долгосрочным финансовым ресурсам.

Программа развития 1. «РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И КООПЕРАЦИИ»

*     КАДАМ 21: Создание региональных кооперативных агропромышленных комплексов

Агропромышленный сектор экономики страны является ключевым сектором в обеспечении продовольственной безопасности страны, занятости населения и развития экспортного потенциала.

В рамках укрупнения сельсхозтоваропроизводителей будут разработаны механизмы и критерии конкурсного подхода к отбору участников в пилотных региональных кооперативах и отлаженной логистической цепочки «производство-хранение-переработка-реализация».

Сельскохозяйственные кооперативы позволяют обеспечить институциональное объединение мелких фермеров, оптимизацию производственных процессов за счет интеграции всех звеньев цепочки добавленной стоимости.

Будут внедрены инструменты государственной политики, способствующие объединению фермеров, и другие меры стимулирования развития кооперативов, специальные кредитные продукты, а также инструменты, способствующие облегченному сбыту продукции.

Важно будет также создать информационно-консультационный центр поддержки кооперативов, который будет информировать население о разных аспектах ведения кооперативного бизнеса.

Кроме того, Правительством будет сделан особый упор на увеличении площадей орошаемой пашни и внедрении технологий капельного орошения.

Отдельное внимание будет уделено вопросам внедрения сертификации, регистрации и ведения государственного реестра ветеринарных лекарственных средств, кормов и кормовых добавок. Будут завершены мероприятия по идентификации животных и созданию информационной системы учета скота.

Для повышения экспортного потенциала сельскохозяйственного сектора будут построены фитосанитарные, ветеринарные лаборатории.

Отдельное развитие получит органическое сельскохозяйственное производство. Оно может служить другим примером внедрения инновационных технологий в аграрном секторе экономики.

Правительство будет концентрировать усилия на совершенствовании нормативно-правовой базы для органического производства и обучении фермеров органическим методам сельхозпроизводства.

 

*     КАДАМ 22: Развитие ирригации

В современных условиях вода является главным фактором, определяющим устойчивость экономики любого государства. Кыргызстан обладает значительными земельными и водными ресурсами для развития ирригации.

Правительством будет продолжена реализации Государственной программы развития ирригации. Строительство ирригационной инфраструктуры, а также модернизация и реабилитация существующей ирригационной инфраструктуры в ближайшие пять лет будут ориентированы на реализацию 46 проектов. В рамках предстоящей работы Правительством будут изыскиваться финансовые ресурсы для введения около 26 тыс. га новых орошаемых земель, повышения водобеспеченности 39 тыс. га земель, улучшения мелиоративного состояния 20 тыс. га земель. В результате порядка 77 тыс. человек получат доступ к орошению посредством строительства новых ирригационных сооружений и около 100 тыс. человек получит возможность улучшить обеспечение поливной водой.

Правительством будет стимулироваться внедрение новых стандартов строительства и современных технологий управления водными ресурсами, что позволит сократить неэффективное использование поливной воды.

Программа развития 2. «ТУРУКТУУ ТУРИЗМ»

*     КАДАМ 23: Устойчивый туризм

Одним из ключевых экспортоориентированных секторов является туризм. Туристический потенциал страны не ограничивается только горнолыжным и курортным видами туризма, развитие которых также будет оставаться приоритетным в деятельности Правительства.

Мировой опыт показывает, что развитие сельского туризма также является одним из эффективных механизмов развития регионов и повышения экспорта туристических услуг. Сельский туризм предполагает предоставление различных видов услуг на базе естественной природы и с использованием экологически чистых продуктов.

Правительство будет делать упор на развитии туризма так, чтобы приносить пользу местным жителям, усиливать региональную экономику, обучать и привлекать местную рабочую силу, учитывать особенности территории и сохранять историко-культурное наследие и самобытность. Туризм в геопарках поможет сельскому населению диверсифицировать местную экономическую базу и станет дополнительным источником средств их существования и развития.

Наряду с активным развитием массового туризма, в целях снижения нагрузки на экологию активное продвижение получит туризм премиум-класса, который дает наибольшую добавленную стоимость.

Правительство будет работать над созданием для Кыргызской Республики имиджа как регионального круглогодичного туристического центра Центральной Азии, ориентированного на экологический и этнический туристические направления.

Программа развития 3. «РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ»

*     КАДАМ 24: Возрождение промышленного производства

Динамичное развитие отрасли промышленности является приоритетной задачей Кыргызстана. Промышленное производство вместе с энергетикой может стать основой экономического подъёма и интеграции республики в региональную и мировую экономическую систему.

Горнодобывающая отрасль является одной из самых привлекательных сфер для привлечения иностранных инвесторов. В этой части усилия Правительства будут направлены на снижение коррупционных проявлений при предоставлении разрешительных документов, внедрение инструментов преимущественного права на разработку месторождений при инвестировании в разведку месторождений полезных ископаемых.

Строительство обогатительных фабрик станет одним из реальных инструментов создания цепочек добавленной стоимости на территории страны. Правительством будут предложены меры по устранению конфликтов горнодобывающих предприятий с местным населением, а также внедрены необходимые требования по экологической безопасности и применению современных технологий при реализации инвестиционных бизнес-проектов.

В нефтеперерабатывающем секторе Кыргызской Республики будут созданы условия для привлечения иностранных партнеров в модернизацию отечественных нефтеперерабатывающих предприятий и перехода на производство топлива высоких экологических стандартов качества. Необходимо также активизировать деятельность по освоению новых мощностей и увеличению количества добычи нефтепродуктов на территории страны.

Развитие производства основных металлов будет активизировано за счет привлечения инвестиций в модернизацию действующих и восстановление деятельности простаивающих предприятий, ориентированных на экспорт и/или импортозамещение промышленной продукции. Государством будут подготовлены специальные инвестиционные лоты с особым условием налогового и инвестиционного режима.

Значительный потенциал дальнейшего увеличения объемов производства стройматериалов в Кыргызстане и развитие промышленной базы строительной индустрии будет ориентироваться на увеличение объемов жилищного и промышленного строительства, переход на новые архитектурно-строительные системы, увеличение доступного финансирования при формировании новых кооперационных цепочек от добычи сырья до производства готовой продукции.

Приоритетным направлением работы Правительства в промышленном производстве будет создание сборочных производств и локализация иностранных предприятий с учетом включения отечественных материалов в производственный процесс, а также новых отраслей промышленности.

Кыргызстаном совместно с ЮНИДО будет подготовлена детализированная программа развития промышленности на ближайшие 5 лет, которая станет основным стратегическим документом в этой области. Кроме того, в рамках Программы странового партнерства будет реализован проект по промышленным паркам и промышленным зонам.

*     КАДАМ 25: Развитие кластеров и проектов легкой промышленности

В настоящее время в швейной отрасли наметилась тенденция к стабилизации. Положительное влияние на рост объемов производства текстильно-швейной отрасли также оказало и вступление Кыргызстана в ЕАЭС, так как отрасль является одним из приоритетных направлений сотрудничества.

Правительством будет предложен новый механизм развития легкой промышленности и повышения экспортного потенциала отрасли путем создания промышленных кластеров и интегрирования различных отраслей, видов деятельности и международных проектов.

Правительство будет содействовать улучшению связей между поставщиками сырья и материалов и потребителями товаров и услуг, между конечными потребителями и производителями готовой продукции и услуг, между самими производителями и правительственными институтами, поддерживающими кластер.

Для развития кластерного производства Правительством будут предложены следующие меры государственной политики:

·           использование государственных финансовых институтов для содействия созданию и внедрению новых технологий и товаров в легкой промышленности;

·           снижение требований административного регулирования;

·           привлечение инвестиций в систему образования и подготовки кадров для легкой промышленности;

·           содействие в создании хозяйственной инфраструктуры, необходимой для стремительного продвижения инноваций (выделение земель, строительство дорог, тепло- и энергоснабжение и т.д.).

Б. ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В сфере социального развития за последние годы произошли последовательные изменения, позволившие улучшить состояние социальной защищенности населения, повысить уровень жизни и внедрить новые стандарты оказания услуг. Международные финансовые институты перестали считать Кыргызстан бедной страной. За пять лет крайняя бедность сократилась в 4,5 раза. Количество детей, получающих пособие по малообеспеченности, снизилось с 336 тысяч в 2013 году до 276 тысяч. Принят новый Закон КР «О государственных пособиях в КР». Численность детей, посещающих детские сады, возросла в 1,5 раза, средний балл ОРТ по республике за последние 3 года вырос со 104,9 баллов до 115,4 баллов. Неуклонно возрастают темпы строительства новых школ. За последние годы возросли размеры пенсий.

Но мы признаем, что этого недостаточно, и необходимо продолжать работу в этом направлении. Вопросы доступа населения к качественным услугам образования, здравоохранения, базовым социальным услугам, культурное возрождение страны требуют большого внимания на государственном уровне. Предлагаемые Правительством меры позволят комплексно решать задачи по социальному развитию в стране.

Программа развития 4. «ЗДОРОВОЕ НАСЕЛЕНИЕ»

*     КАДАМ 26: Инвестиции в здоровье. Здоровый образ жизни

Главной задачей Правительства в сфере здравоохранения станет создание новой системы управления здоровьем путем внедрения эффективных механизмов инвестирования человека, семьи и государства в здоровье, которые будут включать профилактику заболеваний и создание безопасной среды для здоровья.

Правительством продолжится программа по обеспечению населения бесплатными и качественными услугами первичной медико-санитарной помощи по принципу «Единого окна», общественного здравоохранения и скорой медицинской помощи.

Активизация страховых механизмов здравоохранения с усилением ответственности самого человека, страховых фондов является основным условием дальнейшего развития здравоохранения. При этом Правительство укрепит роль эффективного регулятора безопасности и качества медицинских услуг, лекарственного обеспечения без риска обнищания, особенно для нетрудоспособных, бедных, уязвимых слоев населения.

Ответственность гражданина за свое здоровье будет сопровождаться совершенствованием механизмов медицинского страхования с привлечением частного капитала.

Особое место в государственной политике в области здравоохранения будет отдаваться вопросам здорового питания. Будет налажена пропаганда здорового образа жизни в средствах массовой информации.

*     КАДАМ 27: Модернизация инфраструктуры здравоохранения

Особый упор будет сделан на строительство и реконструкцию организаций здравоохранения. Будут построены новые больницы и установлено новое современное оборудование для снижения уровня смертности от онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, а также детской и материнской смертности.

Предлагаемые механизмы оплаты труда семейного врача должны быть ориентированы на достижение конкретных результатов, связанных с показателями здоровья, и профилактику заболеваний.

Комбинация подушевого подхода и финансирования за пролеченный случай в условиях глобального бюджета центров общей врачебной практики позволит эффективнее использовать финансовые ресурсы здравоохранения.

Правительством будет предложен переход от лицензирования организаций здравоохранения к лицензированию медицинских услуг, оказываемых медицинскими работниками. Создание со стороны государства условий для развития конкуренции в медицине поможет не только растить собственные квалифицированные кадры, но и даст возможность выйти на рынок медицинских услуг инвесторам с передовыми технологиями.

Применение информационных технологий повысит эффективность работы медицинского персонала и качество диагностики. Благодаря чему будут соблюдаться единые стандарты лечения, медицинские услуги станут доступней как в больших городах, так и в малонаселенных районах.

 

Программа развития 5. «КРЕПКИЙ ИНСТИТУТ СЕМЬИ И СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО»

*     КАДАМ 28: Равные возможности – основа развития общества

Меры государственной социальной помощи уязвимым слоям населения будут концентрироваться не на борьбе с последствиями негативных явлений и их смягчении, а на устранении причин их возникновения.

Для этого Правительством будут разработаны новые стандарты социальных услуг с ориентиром на человека, а не на инфраструктуру и ее содержание. Необходимо перейти от управления и финансирования социальной инфраструктуры к управлению качеством, безопасностью, эффективностью услуг социальной защиты.

В стране не должно быть детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. Правительством будет разработана программа по укреплению института приемных семей. Через механизм делегирования ОМСУ будет предоставлена возможность и полномочия их обеспечению на местах социальных услуг альтернативным интернатным учреждениям. Будет пересмотрено законодательство КР, регулирующее вопросы опеки и попечительства.

Гарантии государства по обеспечению минимального  базового социального стандарта будут предоставляться в полном объеме, особенно детям до 16 лет, лицам и детям с ограниченными возможностями здоровья, пожилым гражданам. Практика создания преференций, льгот, надбавок, специальных выплат отдельным категориям через социальную защиту, особенно небедным и трудоспособным гражданам, будет прекращена.

*                   КАДАМ 29: Достойный труд и старость

Одной из важных задач Правительства является реформирование политики труда, занятости и пенсионного обеспечения населения для создания условий достойного труда граждан и благополучия в пожилом возрасте. В этом контексте будут пересмотрены законодательство, меры содействия занятости, вопросы оплаты труда, пенсионного обеспечения.

Правительством будет предложен комплекс мер содействия занятости, согласованный с органами местного самоуправления. Программы по обучению и переобучению безработных, особенно женщин и молодежи, должны быть основаны на использовании передовых информационных технологий. Отдельное внимание при пересмотре политики занятости будет уделено молодежи.

Бюджетные программы микрокредитования безработных будут сохранены и расширены. Безусловным приоритетом станет адресная направленность микрокредитных ресурсов для безработных и социально уязвимых слоев населения в обмен на отказ от получения пособий.

Будет пересмотрена политика оплаты труда, где основным ориентиром станет производительность труда. Соответственно, достойный уровень заработной платы должен обеспечивать достойную старость.

Пенсионное страхование будет стимулировать инвестиции в будущую старость и компенсировать тот уровень дохода, который был в трудоспособном возрасте. Должно быть обеспечено четкое понимание всех заинтересованных сторон, что вклад сейчас в социальный бюджет влияет на гарантированность доступа в будущем.

Необходимо начать пенсионную реформу, повышать пенсии, исключив административные расходы, связанные с системой надбавок и компенсаций к пенсиям.

Пенсионное обеспечение военнослужащих будет пересмотрено. Предлагается повысить пенсионный возраст за счет увеличения выслуги лет военнослужащих до 30 лет. Основой достойной старости военнослужащих станет включение военнослужащих в систему пенсионного страхования.

Правительство активизирует работу по развитию альтернативных источников пенсионных накоплений для населения через систему частных пенсионных фондов.

Программа развития 6. «КУЛЬТУРНЫЙ И ПРОСВЕЩЕННЫЙ КЫРГЫЗСТАН»

*     КАДАМ 30: «Территория культуры»

Сегодняшние потребности населения характеризуются ростом интереса граждан к вопросам культуры. Кыргызстан может стать региональным центром в сфере развития профессионального искусства, центром культурного притяжения.

Государственная политика будет строиться на модернизации страны через обеспечение преемственности духовного опыта народа, формирование единого культурного пространства и взращивание конкурентоспособной культурной ментальности.

На уровне местного самоуправления будет определена роль местных сообществ в формировании культурной политики.

Для руководства учреждениями культуры в формате арт–менеджмента необходимо планомерно готовить кадры из числа современной молодёжи на конкурсной основе. Оценкой деятельности учреждений культуры станет способность обеспечить творческий рост артистов, их вклад в искусство.

Правительство разработает программу развития профессиональных искусств, построенных на аутентичной системе взглядов на мир, природу и человека, на культурных кодах, определяющих самобытность и самодостаточность кыргызской культуры в глобальном контексте. Основой долгосрочной политики в религиозной сфере должна стать интеграция религиозных ценностей в национальный культурный контекст.

Одним из узнаваемых признаков развития культуры в стране является состояние его кинематографа. Правительством предлагается реализовать проект по созданию Центрально-Азиатской киношколы. Это позволит Кыргызстану занять одно из лидирующих мест на постсоветском пространстве в сфере кино. Переход на новый уровень развития кыргызского и в целом центрально-азиатского кино будет основываться не на пустом месте, а на замечательных традициях национальных кинематографических школ прошлых лет.

 

 

*     КАДАМ 31: Наследие алтайской цивилизации

Проведение в 2017 году Форума «Алтайская цивилизация и родственные народы алтайской языковой семьи» и принятая его участниками Декларация заложили основу перехода на новый этап взаимодействия и сотрудничества в рамках большой евразийской интеграции с опорой на общность историко-культурных связей народов, проживающих на пространствах Евразии.

В рамках реализации данных инициатив на Алтае будет создан историко-культурный центр «Алтайская цивилизация», а также учрежден международный научно-исследовательский центр «Институт изучения алтайской цивилизации» в Кыргызской Республике. Эти проекты позволят сформировать базу для обобщения достижений науки, образования и культуры народов алтайской цивилизации, реализации комплексных международных гуманитарных и иных проектов.

Объединение народов алтайской цивилизации, поддержка этнических кыргызов, проживающих ныне на обширных территориях, входивших в средние века в состав Великого Кыргызского каганата, будут содействовать сохранению и развитию самобытной культуры кыргызов и родственных народов Евразийского пространства. В то же время рассмотрение вопросов их истории, языка и культуры на основе новых методологических подходов будет способствовать укреплению единства народа Кыргызстана.

Проект станет вкладом в сохранение и развитие наследия алтайской цивилизации и его передачу будущим поколениям как части глобального диалога цивилизаций и культур.

С. ПРОГРАММЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ ЖИЗНИ

Верховенство закона и прозрачная деятельность правоохранительных органов являются одним из главных стратегических основ данной Программы. Реформа правоохранительной системы будет ориентирована на снижение уровня карательной практики, гуманизацию законодательства, обеспечение  беспрепятственного доступа к правосудию для граждан, развитие института медиации, профилактики и предупреждения. Будет выработан единый подход, определяющий политику государства в области профилактики и предупреждения преступлений.

Перестройка национальной системы правоохранительных органов осуществляется через определение роли и места каждого правоохранительного органа, выстраивание системы управления и координации, внедрение действенных и постоянных механизмов их самоочищения, а также пересмотр принципов деятельности, форм и способов выполнения задач. Предпринятые шаги должны обеспечить безопасность каждого жителя страны и ее территориальной целостности, снизить вероятность террористических угроз, своевременно отвечать технологическим, международным и другим вызовам в интересах нации.

 

 

Программа развития 7. «БЕЗОПАСНОСТЬ И БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА»

*     КАДАМ 32: Пограничная безопасность

В настоящее время обеспечение пограничной безопасности осуществляется в условиях возрастающих угроз международного терроризма и экстремизма, неразрешенных водно-энергетических проблем, незавершенности международно-правового оформления государственной границы Кыргызской Республики с отдельными сопредельными государствами.

Правительством будет обеспечено активное участие Кыргызстана в создании региональной пограничной безопасности в Центрально-Азиатском регионе, эффективной интегрированной пограничной инфраструктуры. Создание единой системы обучения, подготовки и переподготовки кадров окажет благоприятное влияние на профессиональный рост, качество работы и службы.

Введение новых современных технологий в деятельности пограничной службы позволит внедрить электронные системы прохождения государственной границы, сократить время и ресурсы, затрачиваемые бизнесом на экспортно-импортные операции, а также позволит осуществлять полный, достоверный и своевременный обмен информацией, передачу фактов и фигурантов, уголовно-преследуемых деяний по подследственности.

Пограничная инфраструктура будет интегрирована между всеми участниками обеспечения пограничной безопасности, находиться под единой системой управления и планово наращивать свою эффективность.

*     КАДАМ 33: Противодействие терроризму и экстремизму

Складывающаяся ситуация, а также угрозы террора требуют от государства и общества адекватных, отвечающих современным реалиям подходов к противодействию терроризму и экстремизму. Правительством будет обеспечено внедрение централизации и координации всех субъектов, включая органы местного самоуправления, в профилактике распространения идеологии и противодействия терроризму и экстремизму.

Особый упор будет делаться на усилении превентивной роли государства и формировании здорового правосознания граждан по вопросам радикальной идеологии и экстремизма, использовании высокотехнологичных методов и средств борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Внедрение новейших технологий в систему обеспечения миграционного контроля позволит жестко регламентировать правила и порядок ввоза и вывоза, использования и приобретения оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ и других опасных предметов.

Правительство будет расширять и устанавливать более тесное взаимодействие с иностранными государствами по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию преступлений террористического и экстремистского характера, выявлению и пресечению деятельности организаций и лиц, причастных к осуществлению террористической и экстремистской деятельности, в том числе путем оказания им финансовой поддержки.

 

*     КАДАМ 34: Кибербезопасность

В условиях стремительного развития информационно-телекоммуникационных технологий и их активного проникновения в повседневную жизнь граждан и систему государственного управления, а также полноценной реализации национального проекта «Таза Коом» важное значение приобретает вопрос обеспечения кибербезопасности.

Вопросы кибербезопасности будут решены через формирование рамочной основы для единой системы государственной политики КР в области обеспечения кибербезопасности; модернизацию системы национальных стандартов в области кибербезопасности и защиты информации; повышение уровня человеческих ресурсов и кадрового потенциала; формирование Национального совета по кибербезопасности Кыргызской Республики; обеспечение безопасности критической информационной инфраструктуры КР, включая резервирование объектов инфраструктуры и данных.

Отдельное внимание будет уделено совершенствованию законодательства в области борьбы с компьютерной преступностью, расследования компьютерных преступлений и активизации международного сотрудничества в этой области. Будет обеспечено закрепление в Уголовно-процессуальном кодексе КР методов и средств компьютерной криминалистики.

В рамках обновления Уголовного кодекса КР будет обеспечена криминализация таких уголовных киберпреступлений, как: незаконный доступ к информации, данным, сетям; незаконный перехват информации, данных; незаконное вмешательство в целостность информации, данных; незаконное вмешательство в работу информационных систем; ненадлежащее использование компьютерных устройств.

*     КАДАМ 35: Военная безопасность

Военная безопасность государства является первостепенным вопросом для устойчивого развития страны. Необходимо признать, что на сегодняшний день существуют проблемы, связанные с недостаточным финансированием Вооруженных Сил, слабые материально-технические и человеческие ресурсы.

Правительством будут предложены меры, направленные на получение оптимального сочетания комплектования войск военнослужащими по контракту и призыву. Необходимо искоренить из армейской жизни факты неуставных взаимоотношений, глумления и издевательств. В этих целях будет принят комплекс мер, предусматривающих ужесточение наказания виновных за эти правонарушения, а также повышение мер по соблюдению прав военнослужащих.

Будет обеспечен действенный гражданский контроль в армии. Также будет продолжена программа по решению социальных проблем военнослужащих и их семей, а также лиц, уволенных с военной службы. Прежде всего это касается жилищных проблем.

Правительство в ближайшие 5 лет заложит концептуальные основы внутригосударственных механизмов по совершенствованию всех отраслей военной экономики, способной обеспечить базовые потребности Вооруженных Сил.

Программа развития 8. «АТТУЛДУК»

*     КАДАМ 36: Государственная языковая политика

Цели укрепления единства народа Кыргызстана требуют, чтобы при соблюдении прав и свобод граждан государственный язык стал объединяющим для всех кыргызстанцев, независимо от их этнической принадлежности.

На первоначальном этапе реализации программы Правительством будет проведен тщательный анализ потребности в финансовых, образовательных и других ресурсах для введения кыргызского, русского и иностранного языков в качестве «средства обучения» в системе образования страны.

Будет пересмотрена вся структура системы образования страны с учетом перевода ее на поэтапное многоязычное образование и поликультурное воспитание. До 2020 года будет завершена работа по внедрению в систему обучения и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих мер по повышению уровня владения государственным языком.

Правительством будет поддерживаться и стимулироваться создание компьютерных обучающих программ, подготовка кыргызско-иностранных языковых переводчиков, развитие национальных Интернет-ресурсов с бесплатными компьютерными тестами. Важно добиться у граждан формирования чувства устойчивой включенности в культурно-языковую среду на основе знания государственного, официального и иностранного языков, в том числе родного для этнических сообществ.

*     КАДАМ 37: «Кыргыз жараны»

Достижение единства страны, совершенствование межэтнических отношений требует серьезных усилий Правительства и каждого гражданина. Совместные действия позволят преодолеть факторы, препятствующие формированию гражданской идентичности, создать механизмы для мирного разрешения социальных конфликтов.

Укрепление гражданской идентичности будет происходить на основе политико-правовой и социально-экономической интеграции. Важными аспектами в этой части станут интеграция граждан страны в единую политическую общность «Кыргыз жараны» при сохранении и развитии этнической, языковой, культурной самобытности представителей различных этносов.

Будет совершенствоваться выборная система, обеспечивающая участие в выборах, как показатель уровня доверия полиэтничного населения к государственным органам власти и органам местного самоуправления. Кроме того, будут приняты меры по увеличению представленности этнических меньшинств на государственной и муниципальной службе. Важным инструментом продвижения многообразия и гражданской идентичности является расширение системы многоязычного образования.

Обеспечение полноценного участия представителей этнических сообществ в социально-экономической жизни страны, разнообразие и этнический плюрализм в бизнесе, масштабные экономические проекты повысят политико-правовую и социально-экономическую интеграцию в обществе.

Программа развития 9. «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

*                   КАДАМ 38: Экологическая безопасность и адаптация климата

За последние десятилетия изменение климата и его последствия для окружающей среды, экономики и общества стали одной из наиболее актуальных глобальных проблем международного сообщества.

В связи с этим Правительством предлагается формирование долгосрочного видения национальных мер по предотвращению изменения климата и усилению климатической устойчивости, а также реализация мер по адаптации к изменениям климата.

На первоначальном этапе Правительство разработает 5 целевых программ в области изменения климата:

1) Программа по адаптации водных ресурсов позволит совершенствовать рациональное использование водных ресурсов, внедрять экономические стимулы рационального водопользования путем расширения льготных кредитных механизмов водоэффективных и водосберегающих технологий орошения;

2) Программа по адаптации сельского хозяйства будет ориентирована на развитие органического сельского хозяйства и дальнейшее внедрение в сельскохозяйственное производство водо- и почвосберегающих технологий, оптимизацию размещения и специализацию сельскохозяйственного производства;

3) Программа по адаптации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций приведет к усовершенствованию систем мониторинга и прогнозирования опасных погодных явлений, систем раннего оповещения населения и организаций. Будут усилены строительные нормы для обеспечения устойчивости инфраструктуры к опасным климатическим проявлениям, а также внедрены системы страхования погодно-климатических рисков;

4) Программа по адаптации здравоохранения позволит своевременно выявлять уязвимые группы людей, осуществлять их учет, диспансеризацию и информирование о неблагоприятных климато-метеорологических условиях, обеспечить мониторинг инфекционной заболеваемости населения в сезонном аспекте, а также безопасности питьевой воды и продуктов питания;

5) Программа по адаптации лесов и биоразнообразия предложит комплекс мер по привлечению международного сообщества к сохранению и восстановлению природных угодий, а также внедрению механизма социального лесоразведения и совместного управления лесами с гражданским сектором.

В целях организации координации и межсекторального взаимодействия будет создан специализированный Секретариат по климатическим финансам при Правительстве.

*     КАДАМ 39: Экологическая устойчивость

Природа и ее компоненты являются национальным достоянием КР, одними из основных факторов ее устойчивого социально-экономического развития.

Правительством будет вестись работа по созданию соответствующей нормативной правовой базы и государственной поддержке реконструкции действующих производств при переходе на малоотходные и ресурсосберегающие технологии, а также внедрению жестких экологических требований при реализации инвестиционных проектов.

На основании системы критериев риска будет предложен механизм экологического аудита и страхования. Существенное внимание будет уделено вопросам сохранения уникальных экосистем Иссык-Куля, Сары-Челека, Арсланбоба и других важных в этом отношении регионов.

Особую поддержку получит вопрос проектирования и внедрения сети очистных сооружений вокруг озера Иссык-Куль, которые послужат стимулом для развития туристического потенциала страны, привлечения инвестиций в развитие современной туристической инфраструктуры.

Важно будет провести работу по комплексному инженерно-радиационному обследованию состояния хвостохранилищ. Кыргызская Республика будет продвигать инициативы по ликвидации уранового наследия на международном уровне. С помощью международных партнеров будет разработан механизм по переработке хвостов и начата работа по их реабилитации.

Будут предложены меры по стимулированию развития зеленых технологий через таможенные пошлины, зеленые закупки, зеленые инвестиции, внедрение стандартов и процедур экологической маркировки продукции.

Разработка и реализация комплексной программы по организации системы управления отходами станет первым шагом в реализации проектов по сортировке и вторичной переработке отходов, строительству мусороперерабатывающего завода, комплексной линии по сортировке и складированию бытовых отходов, а также передаче функции по сбору бытовых отходов на аутсорсинг.

*     КАДАМ 40: Тоо-Токой

В настоящее время экосистемы страны подошли к пределу своих возможностей самовосстановления. Данная ситуация угрожает нарушением экологического баланса страны, что может повлечь за собой необратимые процессы разрушения среды обитания человека и всех живых существ.

В целях восстановления естественных экосистем Кыргызстана Правительством будет проводиться работа по засаживанию территории Кыргызстана лесными массивами и плантациями многолетних насаждений.

Правительством будут предложены льготные условия, включая налоговые послабления, для заинтересованного бизнеса и местных сообществ по высаживанию фруктовых, орехово-плодовых и быстрорастущих промышленных деревьев на территории страны. В этом направлении Правительством будет усовершенствовано законодательство в области землепользования, которое обеспечит комплексное развитие как животноводства, растениеводства, так и садоводства и других видов многолетних насаждений.

Для развития деревообрабатывающей промышленности в местных сообществах будет популяризироваться и стимулироваться посадка плантаций быстрорастущих полезных деревьев.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В рамках каждого из 40 шагов в течение 2018-2023 гг. будут реализованы проекты, которые соответствуют стратегическим целям Правительства. Проектный подход позволит обеспечить достижение конкретных результатов, мониторинг и оценку, а также эффективное использование ресурсов при реализации первого этапа Стратегии до 2040 года. Каждый из этих 40 «кадамов» является уверенным и стремительным шагом в сторону новой эпохи нашей страны, где народ будет экономически благосостоятельным, социально благополучным и будет ощущать себя в безопасности.

Длительная нерешенность этих проблем также указывает на возможное формирование групп интересов, которых устраивает создавшаяся ситуация, так как их частные интересы удовлетворяются. Нерешенность этих проблем может означать также, что нет достаточных знаний и навыков, которые могли бы идентифицировать проблемы и внедрять пути их решения. Сложившаяся ситуация может указывать на ситуацию, где в отсутствие конкретной цели силы растрачиваются на проблемы и решения, которые имеют низкий эффект на изменение всеобщей траектории развития.

С учетом этих вариантов, приводящих к продолжительной нерешенности проблем, подход в Программе «Жаны доорго – кырк кадам» направлен на идентификацию проблем с высокой вероятностью решения и изменения текущей ситуации. Каждый из 40 шагов призван стать катализатором фундаментальных изменений в обществе и в сферах, которые имеют стратегическое значение для развития страны. Эти шаги были идентифицированы на основе обсуждений с группой экспертов, имеющих длительный опыт работы в указанных сферах, а также на основе консультаций с ассоциациями, ведомствами и представителями неправительственных организаций.

Реализация Программы «Жаны доорго – кырк кадам» позволит стране совершить качественный рывок в течение ближайших 5 лет. Программа будет ориентироваться на достижение следующих совокупных показателей к 2023 году:

1)     удвоение объёма ВВП;

2)     увеличение реальных денежных доходов населения в 2 раза;

3)     снижение общего уровня бедности до 15%;

4)     вхождение Кыргызстана в список первых 80 стран с высоким Индексом человеческого развития ПРООН;

5)     вхождение Кыргызстана в список первых 30 стран в рейтинге по легкости ведения бизнеса Всемирного Банка;

6)     вхождение Кыргызстана в список первых 80 стран по Индексу глобальной конкурентоспособности;

7)     вхождение Кыргызстана в список первых 80 стран по рейтингу восприятия коррупции.